Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 6076

Диалоги о топосъёмке # 3

Автор: Victor Komarov
Дата: 27 Jun 2004

Добрый день.

Приведу часть диалога Devin S. Kouts и Aaron Bird где они касаются работы с топографической
программой Carto.

Программе Соmpass были посвещены "Диалоги о топосъёмке # 2".

Напомню, что Devin S. Kouts один из ведущих спелеологов Потомакского спелеологического клуба (США) Potomac Speleological Club (PSC) http://www.psc-cavers.org/

Aaron Bird - активный член Ассоциации изучения пещер Западной Виргинии (WVACS).

Полностью их беседа опубликована в # 5 спелеожурнала Caves.com за март - май 2003 года.
http://www.cavediggers.com/magazine/Issue5.pdf

Буду благодарен за уточнения перевода и комментарии по затронутым вопросам.

Всего доброго,
--
Виктор Комаров < >

***
стр. 13, 14 - 16.
Aaron:
......................................................
Что если мы коснёмся чего-то определённого вроде Compass и Carto (спелео топопрограммы В.К.), для преобразования данных?
Можем ли мы поговорить немного об этом?

Devin:
 Верно, давайте поговорим об этом.
.........................................................

Aaron:
.........................................................
Но если технологии будут продвигаться, тогда эти электронные инструменты революционно изменят топосъёмку, также как это сделали компьютерные программы и интернет.

Devin:
О да, точно. Давайте поговорим немного о программном обеспечении.

Аaron:
О.К..

Devin:
Несколько лет я был фанатом программы Соmpass. И не спроста.
Для задач создания карт она точна, но сковывает при работе, когда наши данные не точны.
Я действительно не имею каких-либо причин для недовольства, которое некоторые люди имеют работая с Соmpass и способом замыкания им колец.

Таким образом я использовал Соmpass несколько лет и мне было достаточно удобно с ним. Но нечто, что действительно является красивым нововведением в процесс создания пещерных карт--это приложение развиваемое Ralf Hartly, которое называется Carto.

( В журнале Caves.com #8 http://www.cavediggers.com/magazine/8thissue.pdf на стр. 13
опубликована статья автора программы Ralph Hartly "Сarto: Present and Future" - Ральф Харли
"Карто: Настоящее и Будущее".
В ней он рассказывает о программе и о перспективах её применения и развития.

Раздел, посвящённый программе Сarto - http://www.psc-cavers.org/carto/
Примеры её использования :
http://www.psc-cavers.org/memorial/dec03/
http://www.psc-cavers.org/memorial/banquet/
примечание В.К. )

Carto позволяет вам делать импорт линий созданного в Соmpass плана и вы можете в ней этот план увидеть.
Вы также можете импортировать отсканированные копии пещерных зарисовок - рисунков карт.

Если у вас есть съёмочная станция (точка), отмеченная на вашем рисунке, которую сделал хороший зарисовщик, вы можете картировать эту точку с рисунком на план пещеры с отмеченными на нём другими съёмочными точками, затем Carto представит или красиво видоизменит этот пещерный рисунок на общем плане.

То, что вы можете - это действительно накладывать части пещерных зарисовок на план, получая очень красивую рабочую карту, которая действительно даёт нечто очень чёткое с чем топографы могут работать.

Вы можете использовать это для понимания пещеры ранее, в процессе построения съёмки. Вам не надо ждать сначала конечной карты для получения видения пещеры, как одной соединённой продолжающейся пещерной части.
Вы быстро соедините и стыкуете что-то имеющееся вместе.
Это дело часов после возвращения из пещеры.

Carto было настоящим подарком...это удивительный инструмент который Ральф дал нам.
 
Aaron:
Я действительно был под впечатлением от неё когда я имел возможность видеть что парни могли делать с ней при топосъёмках в Германской долине (Germany Valley) прошлым летом.

Теперь мы будем много использовать её, потому что видим как хорошо она работает. Она отнимает у нас некоторое время на изучение, но мы следуем консультациям John Ganter и начали работать благодаря ним.

Мы нашли, что сканирование рисунков при низком dpi (порядка 100) даёт нам достаточно деталей.
Мы также пробовали высокое dpi равное 300, но Carto не обрабатывало (видоизменяло) эти сканированные рисунки (сканы).
И программа Freehand не принимает сканы полученные при больших разрешениях.

Я замечал, что используя Carto вы, парни, отлично отмечаете детали стен больших проходов и линия съёмки выстраивается красиво.
Как вы это делаете?

Также мы имеем некоторые хлопоты с правильным оформлением файла экспорта данных из Carto. Не могли бы вы дать нам некоторое руководство по выбору dpi для сканов, вырезанию проходов и как готовить для экспорта результаты работы Carto?

Devin:
Мы с Ральфом обсуждали и согласились, что 125 - 150 dpi это минимум при котором вам необходимо сканировать подземные зарисовки.
 Какое-либо меньшее разрешение не захватывает достаточного количества деталей рисунков для последующей прорисоки.

Что касается ограничения стен, я обычно обрезаю низ рисунка, но оставляю место вокруг стен. Затем я использую ограничивающий инструмент в Carto для исключения части этого окружающего места от окончательного варианта (the final morph) изменённой съёмки.

Ральф, по моему, делает это на один шаг после. Он "стирает" графические линии и всё, что нападало снаружи стен галереи от его оригинального участка пещеры (сегмента) в jpeg формате.

То, что он в итоге получает очень хорошо смотрится на карте пещеры Памятного Дня (Memorial Day).
Я могу делать это с моей картой, но это займёт несколько больше времени и усилий.

Также вы аккуратно поправляете размещение "концов" участков галерей.
 Это помогает их линиям ложиться гораздо более аккуратно и даёт чисто подогнаную карту. Когда я экспортирую файл из Carto я обычно использую определённое dpi (dot per inch - точек на дюйм), и затем экспортирую при факторе 150 dpi.

Следовательно, если я хочу иметь ширину печати в 7 дюймов (для бумаги 8.5 х 11 дюймов), я печатаю её при ширине 7 х 150 или 1050 пикселей.

Aaron:
Вы знаете как это работает?
Я установил, Java чтобы программа заработала.
Таким образом Carto это Java программа?

Devin:
Да, это Java программа. Вы должны загрузить Java на ваш компьютер чтобы иметь возможность ипользовать её. Но Java свободно распространяется, следовательно это не сильно затрудняет.
Вам желательно начать со знакомства с семинаром Джона Гантера (John Ganter), который находится вместе с ней и это даст вам возможность начать работать с программой.

Сейчас я работаю с Ральфом и он очень открыт к выдаче информации и советам.
С ним я работаю, стараясь улучшить способы использования Carto.
Я профессиональный инженер по компьютерным системам и получил некоторый опыт по конструкторским программам и пользовательским интерфейсам и поэтому Ральф осуществил несколько моих предложений, которые делают правильный прыжок в Carto значительно легче для пользователя.
Легче начать создание карты и использование разных кусков необходимых для карты в гораздо более логичной рабочей последовательности.
Пользовательский интерфейс, как видно, получил некоторые улучшения и усовершенствования которых не достовало ранней версии.

Aaron:
Вы используете какие-то разновидности графических программ, чтобы из экспортируемых из Carto результатов делать цифровые карты пещер.

Devin:
Да, я опробывал несколько из них начиная со средины 90-х годов.
Использовал Freehand фирмы Macromedia чтобы рисовать мои цифровые карты пещер.
Начал делать я их в проекте Taylor Run.
Я опробывал несколько других программ таких как Corel Draw, которая использовалась в Белизе. Также работал с Adobe Illustrator.
Эти пакеты имеют свои преимущества, но я не нашёл там чего-либо что удаляло бы их от Macromedia Freehand, таким образом я продолжаю использовать её и сейчас для создания моих карт.

Aaron:
Я согласен.
Это то что делаем также и мы, однако мой опыт в этом достаточно ограничен.
Боб Кирк (Bob Kirk) и я тратили время на изучение как это делается и мы использовали Freehand.
Мы играли со способами нанесения линий и осуществлении импорта и экспорта.
Иногда я находил, что действительно критично сохранять контроль вашего числа элементов изображения на единицу измерения, когда пользователь увеличивает карту пещеры на экране.
Если вы хотите посмотреть как раз один зал, вы должны иметь возможность отчётливо видеть валуны или очертания колодца.
В наших новых попытках с ней (Macromedia Freehand) мы не могли сохранять разрешение очень хорошим, но позже мы смогли сделать и это.
 
Devin:
Это делалось в экспортируемых из Carto результатах?

Aaron:
Да, в экспортируемых из Carto результатах размером, хорошо работающим в Freehand.
Таким образом мы учимся по ходу дела.
Не могли бы вы дать нам несколько указаний в этом направлении.
 
Devin:
Я устанавливал мои размеры такими, каким я хотел видеть появление моей экспортируемой (из программы Carto) карты пещеры.
Например, если у меня есть часть полной пещеры или кусок пещеры я буду экспортировать его некоторого размера, возможно 6 на 6 дюймов.
Я уверен, что по умолчанию экспорт из Carto подобен 96 dpi, так как большинство моих материалов представляются в вебе, посмотрев на размер 6 на 6 дюймов вы увидите, что он будет смотреться достаточно хорошо.
Я действительно не старался увеличить глубину элементов изображения для тех, кто хотел увеличить карту для рассмотрения деталей.
Однако это хорошая задумка и вы, парни, действительно делаете некоторые вещи до которых я ещё не добрался, ходя вокруг них.
Теперь мы знаем что 300 dpi вероятно слишком много для сканирования деталей, 180 dpi кажется работает лучше.

Aaron:
Теперь об одной из проблем, которую мы имели с jpeg файлами.
По умолчанию значение при сохранении было 5, что соответствовало среднему уровню, но это не давало нам в итоге достаточного количества деталей.
Соответственно я увеличил его до 9 или 10.

Devin:
Сокращая качество экспортируемых jpeg файлов до 5, вы увеличиваете их степень сжатия. Таким образом когда вы начинаете сжатие, вы отбрасываете элементы изображения что делает ваши jpeg файлы более расплывчатыми на вид.

Aaron:
Да, это так.

Devin:
Увеличивая степень качества, вы получаете больший размер файла, но 100 килобайтовая версия 1 мегабайтового файла... следование за высоким качеством даётся дорогой ценой.

Aaron:
Мы работаем с серыми шкалами (чёрно-белое изображение), таким образом размер наших файлов даже меньше, так как они не являются цветными.

Devin:
Перейдя на серые шкалы, вы определённо сэкономите массу места.

Aaron:
Давайте я расскажу вам что мы делаем этим способом.
В пещере Bobcat у нас есть проход средней высотой 2 фута (ок. 60 см) и шириной 5 футов
(ок. 1,5 м), в некоторых местах он шире.
Итак, когда вы нанесёте этот проход на карту, и уменьшите увеличение (особенно по сравнению с залом Fault Chamber), он представится в виде линии.
 
Я хотел бы иметь возможность видеть эти достоверные особенности рисунка.
Такие как места с водой и стрелки, показывающие направление потоков воды и, если кто-либо увеличил их, я хотел бы чтобы он мог видеть как эти особенности, так и дополнительные детали.
При 300 dpi мы можем сделать это, но размер файла получается большим.

Однако, однажды выполненая оцифровка хода (цифровой след) которая случается в векторной графике, сохраняет при уменьшении деталировки изображения чрезвычайно мелкие его детали.
Сканированные изображения и/или участок, построеннный в Carto могут быть убраны и то что остаётся является цифровой версией карты, которая не так велика.

(Сейчас для получения значительнных увеличений фрагментов подземной съёмки без потери её качества также используется Масштабируемая Векторная Графика (SVG).

См. например: обновлённую рабочую карту пещеры Zicafoose Blowhole
An updated Zicafoose Blowhole working map is at:
http://www.cavediggers.com/fullmap2.html

Для просмотра необходима инсталляция Adobe SVG "плагины" для броузера
http://www.adobe.com/support/downloads/main.html В.К.)

Devin:
Я люблю представлять себе вами сделанное и я уверен что Ральф очень рад слышать, что вы используете Carto.
 
Aaron:
Мы значительно поработали таким образом в проекте по исследованию долины Рейдер (Rader's Valley) и вероятно будем продолжить работать над нашими картами в ближайшие дни.
Таким образом то, что я изучил прошлым летом о разделении информации используя Carto и сканировки подземных рисунков, добавленное к энтузиазму нашей группы, действительно помогло сохранить наше возбуждение и сфокусироваться на наших пещерных топосъёмочных проектах.

Devin:
Когда люди видят карту, выращенную их усилиями это действительно сохраняет их взволнованно вовлечёнными в это дело.

Aaron:
Carto, насколько я понял, полностью революционизировало опыт подземной топосъёмки.

Devin:
Я полностью согласен.

***

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck