Евдокимов С.С. Пермь Этический кодекс АСУ В связи с возникновением ряда вопросов, в частности: «о протестах на матчах», о их «справедливых» решениях, плохо ложащихся в технические документы, каким является и «Условия проведения матчей», настала пора, мне кажется, выработать некий свод оценок отображающий взгляд АСУ на этическую сторону нашего дела. И в нашем случае, очевидно, определиться нам стоит в таких вопросах и ситуациях: -Отношение к пещерам, -Принятие решений АСУ, -Отношения с коллегами, -Сольное спелео, -Неоказание помощи (или наоборот), -Что такое совместные экспедиции?, -Кто первооткрыватель, перво исследователь -Протесты по результатам соревнований, -Другие вопросы. Памятуя, что «под горюч камень вода не течет, потому и не тонет», рискнул набросать контуры подобной декларации и предложить ее членам исполкома для обсуждения в компьютерной конференции. К сожалению пришло только два отклика. Ниже приводится проэкт основных положений такого кодекса. ПРОЭКТ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС АСУ Мы ниже подписавшиеся: - учитывая всю хрупкость и беззащитность подземного мира - сознавая ответственность за его сохранность, за безопасность нисхождений и жизни людей, за создание идеологии спелеологии, - желая поддержать лучшие отечественные традиции сотрудничества между нами, сохранить и наращивать спелеологические знания - стремясь к достижению справедливых решений в нашей среде, выработке механизма ответственности за сохранность пещер - уважая труд по поиску и разведыванию подземных полостей наших коллег - учитывая сложивший вакуум правового регулирования спорных вопросов возникающих в спелеологической деятельности согласились с нижеследующим: - Общепринятый кодекс этики, основанный на согласии, предпочтительнее обязательных правил. Ответственные действия в пример другим более эффективны, чем властные инструкции. Для целей данного документа принимаем, что: Нисхождение – спуск в пещеру. Пещера – подземная полость естественного происхождения. Поступок - для индивида нечто заслуживающее особого внимания, с системной точки зрения это разрыв одной или нескольких системных связей либо внутри системы, либо на стыке ее с другой системой. Приоритет – первенство по времени в открытии, изобретении чего либо Свобода - право на выбор или не выбор решения. След - человек оставляет свой след путем совершением поступков. Совесть – ответственность за свои поступки. Справедливость – соответствие поступков нормам морали и этики. Мораль – дана десятью заповедями. Этика – это совокупность норм поведения применительно к какой-нибудь общественной группе (в данном случае членам АСУ). 1.Отношение с коллегами 1.1. Все обязательные решения принимаются при общем единогласии (принцип консенсуса). Если у решения есть противники, оно откладывается до сближения позиций 1.2. Договоры должны выполняться. 1.3. Безопасность, не личное дело каждого. Нет спелеолога пострадавшего от пренебрежения к ТБ, не доставившего хлопот коллегам а лично, несмотря на переломы и травмы самостоятельно выбравшемся на поверхность. 1.4. Долг развитых спелеколлективов, брать шефство над менее развитыми коллективами районов в которых совершаются нисхождения. 1.5. В отношении с коллегами не допустимы грубость и хамство 1.6. Мы не можем давать оценку чертам характера коллег, но даём оценку их поступкам. 2. Отношение к пещерам 2.1. Пещеры принадлежат природе. 2.2. Есть план – есть пещера. 2.3. Публикация результатов новых открытий в спелеологической литературе – прямой долг исследователя пещер 2.4. Каждое посещение пещеры человеком вольно или невольно наносят ей вред. Ограничь этот вред до минимума наша задача. 2.5. В пещерах недопустимы любые пикники, соревнования и пр. 2.6. Ничего не уноси из пещеры кроме фотографии новых сведений и хорошего настроения. 2.7. Все что в пещеру занесено – должно быть извлечено на поверхность. 3.Право первооткрывателя(право первой ночи) 3.1. Пещера не может принадлежать какому ни будь физическому или юридическому лицу в силу п.1.1. 3.2. Право ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ возникает у секции или любого физического лица нашедших (открывших) новую, до того не известную пещеру и заявившего о ней в установленном порядке. 3.3. Такая группа лиц (лицо) получает титул «первооткрывателя» и имеет безусловное преимущественное право, заниматься её исследованиями единолично при выполнении приведенных ниже условий(см. пункт ). 3.3. Член АСУ, (секция) впервые составившие план пещеры и составивший ее описание, получает титул «первоисследователя» и имеет равное с первооткрывателем право, заниматься её исследованиями единолично. 3.4. Если на протяжении трех лет, исследования не проводятся, либо не приносят новых результатов, пещера получает статут исследованной, и право проводить дальнейшие исследования пещеры получают все желающие. 3.5. Если в пещере имеющей статус исследованной будет найдено новое продолжение, то безусловное преимущественное право заниматься исследованиями (найденного продолжения) единолично, получает человек (секция) совершивший(е) открытие. 4.Подготовка кадров 4.1. Мы не собираемся изменять характер и основные черты личности воспитанника, но научить и заставить его вести себя подобающим образом в любой ситуации мы обязаны (из кодекса японских преподавателей.) 5. Чрезвычайные ситуации 5.1. ВСЕ ЖИВЫ, ПОКА НЕ НАЙДЕНЫ. Это можно включить в кодекс. Дерьмо обладает одним волшебным свойством: откопать его ЛЕГКО, закопать обратно намного сложнее, а вот забыть и вовсе невозможно. Уставы нужно учить не потому, что этого хочется начальству для самоутверждения. Все уставы написаны кровью, и их знание необходимо, чтобы в бою освободить мозги для более нужных вещей.