Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 7706

Крепёж завалов

Автор: Victor Komarov
Дата: 20 Aug 2005

Всем добрый день.

Вопросы и размышления к работающим в завалах.

Sent: Friday, August 19, 2005 7:50 PM
Subject: [CML #7705] Итоги экспедиции УСА на массив Аладаглар (2005)

>"Окно" в донном зале оказалось слепым, а в меандре
> прохождение остановил крупноглыбовый завал. Тяга воздуха и эрозионная
> морфология меандра (наличие мармитов) указывали на несомненное
> продолжение пещеры вглубь. В результате упорной 7-дневной работы в
> завале он был почти пройден, с видимым и доступным продолжением за
> ним, но последние усилия по расчистке "забоя" вызвали обрушение завала
> по всей зоне работ. При этом был завален Г.Самохин и перфоратор, но
> оба откопаны без повреждений. После этого работы в этом месте были
> приостановлены ввиду нестабильности глыб в завале после обрушения.

Хорошо, что на этот раз обошлось.
Хорошо и правильно, что парни не стали испытывать там судьбу во второй раз, продолжая работы.

На мой взгляд поблема *оживлённых* проходкой завалов существует.
Они порой становятся *стерегущим копьём*, которое в любой момент может быть брошено.

Насколько я знаю, эта проблема успешно решается в Сибири для неглубоких пещер. Там используется подручный лес, шахтёрские крепёжные технологии и собственные наработки.

Для высокогорных глубоких пещер использование леса практически сложно.
Более того, трудно наперёд сказать насколько прочным и долговечным будет этот крепёж в подземном климате.

Возможным вариантом, крепежа может быть пластмассовый набор-конструктор. Разумеется если он состоит из не хрупкого, прочного пластика.

Другим вариантом может быть набор дюралевых уголков и раздвижных распорных штанг (подобных распорным турникам, устанавливаемых в дверных проёмах).
Но дюраль быстро корродирует под землёй и на следующий год крепёж может не выдержать в самый не подходящий момент.
Замена дюраля на сталь, увеличит вес крепежа более чем в 2 раза.

Важным видится также склеивание-цементация узловых мест в завале, по которым вероятны его подвижки. Соответственно стоит вопрос подбора эффективного и дешёвого клея-цемента. Потом последует разработка методов работы с ним их испытание.

Словом для будущей безопасной работы стоит озадачиваться надёжным креплением опасных неустойчивых мест под землёй.

Что вы об этом думаете?

Всего доброго,
--
Виктор Комаров < >

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck