Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
Cavers Mailing List № 7571
ГРЕЙПВАЙН И ЧАСТНОЕ ОТ ЕГО ДЕЛЕНИЯ НА ДВА #1
Автор: Victor Komarov
Дата: 28 Jun 2005
Всем добрый день.
По просьбе Сергея Евдокимова (г. Пермь) посылаю его анализ в рассылку.
Разбиваю его на 2 сообщения.
***
ГРЕЙПВАЙН И ЧАСТНОЕ ОТ ЕГО ДЕЛЕНИЯ НА ДВА
Возникшая в CML дискуссия выявила, на мой взгляд, в первую очередь провал в кадровой подготовке российских спелеологов.
Отсутствие единого методического центра, пользующегося авторитетом и способного решать возникающие сложные задачи, сказывается непосредственно на безопасности (это кстати весомый плюс на чаше весов сторонников Российского спелеосоюза. Но речь сейчас не о нём.)
Не имея доступа к сети, приходится читать рассылку, что называется, <пачками>, которыми снабжает меня дочь, такой доступ имеющая на работе.
Есть в этом большой плюс, так как пропадает желание, возникающее в бытовой потасовке, сходу заехать кому-то <в пятак>, пока тебе не <прилетела плюха> (увы, стиль многих дискуссий именно таков).
Так вот, прочитав очередную <пачку> мне захотелось взвыть в CML-ьное пространство:
<-Господа хорошие, кто-нибудь мне, старому дураку, может объяснить что такое полугрейпвайн?>.
Ведь судя по московско-англицкой конструкции этого термина, честь изобретения его физического воплощения принадлежит нашим бескрайним просторам?
Или я заблуждаюсь? А поскольку нахожусь в безответном подпространстве в ожидании очередной <пачки>, пришлось разбираться самому.
Впервые, про грейпвайн, нам, гостям и хозяевам десятилетнего юбилея Львовского спелеоклуба <Циклоп> (1973г.), рассказал болгарин Пэтер Делчев, незадолго до этого побывавший на какой-то международной конференции по безопасности альпинизма (извините, по памяти не помню. Скорее всего это было мероприятие UIAA).
И донесшего ее рекомендации до нас (дальше цитирую по своему блокноту того мероприятия): *грейпвайн - двойной ткацкий (Петр произносил очень красиво, на болгарский лад - двойной ткачецкий) единственный узел чья прочность 200%*
(нас тогда поразила эта цифра, но рассмотрев рисунок пришли к выводу, что ничто не противоречит этому утверждению) _предназначен для связывания двух веревок одинаковой толщины_, про прямой узел для этой цели рекомендовалось напрочь забыть.
В качестве страховочных узлов были рекомендованы *Булинь, Восьмерка, Австрийский проводник, Двойной проводник.*
Все узлы кроме грейпвайна обязаны были иметь контрольные узлы.
Грейпвайн был признан, в плане самопроизвольного развязывания, безгрешным.
Официальное подтверждение мы нашли в вышедшей в Праге в 1975 году книге "Основы альпинизма" Владимира Прохазки (Vladimir Prochazka Zaklady horolezectvi стр.78-89), правда о прочности двойного ткацкого сказано там было деликатно - больше 100%.
В этой же книжке приводятся и десяток узлов, рекомендованных к применению в альпинизме. Полугрейпвайна там нет.
Нет, я понимаю, что за три десятка лет могло измениться все, но и в каталоге PETZL многими почитаемого за современную спелеобиблию нет упоминания о таком узле.
Вообще в мире известно до 5 тысяч узлов (разные источники называют разные цифры - от пятисот) но все авторы в первую очередь фиксируют внимание на том, для чего предназначен тот или иной узел.
Это я к тому, что если надежность узла, предназначенного для _*связывания двух веревок одинаковой толщины*_ (здесь каждое слово - пароль доступа применения) составляет 200%, то применять его _*для страховки*_ бессмысленно
(не та у него ипостась).
Более того, это может быть просто опасно (что подтверждает произошедшее),
ведь свой высокий показатель он демонстрирует именно при _*связывания двух веревок одинаковой толщины*_.
Нет, можно _*конечно связать две веревки одинаковой толщины*_ булинем и восьмеркой, и вообще любым из помянутых пяти тысяч узлов, да вот желаемый результат в 200% будет получен только в одном случае - применяя двойной ткацкий.
Откуда такой результат?
Попробуем разложить исходное на его составляющие.
А основным простейшим составляющим двойного ткацкого (это название четко обозначает его суть), как раз является простейший узел называемый иногда УНИВЕРСАЛЬНЫМ, иногда ПРОСТЫМ.
Вяжется он просто: набирается калышка (закрытая петля) сквозь которую пропускается ходовой конец: ВСЁ.
Служит основой целой группы узлов.
В своём первобытном естестве вяжется он на конце веревки с тем, чтобы предотвратить её проскальзывание сквозь _отверстие несколько большего чем диаметр веревки_.
Спелеологи вяжут его на конце рапельной веревки и задача у него наиважнейшая - не дать ФСУ соскочить с рапели. Это последний рубеж спелеолога.
Если его завязать на ходовом конце, оставшемся после завязывания другого узла, при этом калышкой охватив коренной конец, то, не меняясь в рисунке, приобретет он важную ипостась КОНТРОЛЬНОГО узла, предотвращающего самопроизвольное развязывание узла основного.
А если рядом положить встречно ходовые концы двух веревок, и завязать на них узлы контрольные, то получим новый узел - изменивший назначение и получивший название ТКАЦКОГО.
Им связывают ткачихи порывы нити. Использовали его и для СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОЙ ТОЛЩИНЫ в туристской практике.
Вот только при знакопеременных нагрузках распускается он достаточно просто, даже если вязать контрольные узелки.
Кстати, в таком виде он ничего Вам не напоминает?
Но вернёмся на исходный рубеж. К ПРОСТОМУ узлу.
Узел этот завязанный на конце утолщает нить (веревку) незначительно. Другое дело если набрать две, три или больше калышек и пропустить сквозь них ходовой конец, то утолщение будет больше и простую свою функцию - <держать и не пускать> выполнять он будет значительно лучше. Теперь в названии его будет присутствовать числовая информация о количестве калышек: двойной, тройной и проч. .
Ткацкий узел, завязанный подобным образом, кроме информационного изменения названия (ДВОЙНОЙ ТКАЦКИЙ) вдруг получает ряд важных свойств.
Главные из них:
- Он перестал самопроизвольно развязываться
- Чудесным образом прочность его возросла вдвое.
Впрочем чуда то тут особого и нет, если внимательно рассмотреть узел то обнаружится, что два коренных конца, расположенных строго параллельно друг-другу, прижимаются (сдавливаются) на протяжении четырех диаметров друг к другу встречно - попарно калышками ходовых концов, выполняющих две функции одновременно: <держать и не пускать> и <отверстия несколько большего чем диаметр веревки>.
Еще раз вернемся чуть назад, к вопросу, что может напоминать ткацкий узел в купе с контрольными: правильно - двойной ткацкий.
***
Всего доброго, пишите.
--
Виктор Комаров < >
Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
CML archive browser created by Pavel Gulchouck