Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 7442

Задачи РСС (оффтопик для водников)

Автор: A.Desherevskiy
Дата: 24 May 2005


Привет!
Несмотря на то, что это оффтоп, ввиду повторяющихся вопросов в рассылке
решил ответить сюда, а не лично.

------------------------------ 1. Де-юре --------------------------------

Использование байдарок (катамаранов и т.п.) на реках и озерах регулируется
ст. 11.7-11.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Согласно ст.11.7,
"...Под маломерным судном в статьях 11.7 - 11.13 настоящего Кодекса
следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80
регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт
(75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности,
парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых
тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью
100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов
и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов)..."

Указанное определение уже перекочевало во все подзаконные акты
(Положение о ГИМС, Правила пользования внутренними водными путями и т.д.).

Ранее (в прошлой версии КоАП) подобная норма тоже существовала,
но практически она к туристам не применялась. Возможно, тогда
подразумевалось,
что вес экипажа НЕ включается в грузоподъемность.
(В законодательстве НИГДЕ не сказано, как исчисляется грузоподъемность
судна, а в морской практике используются оба варианта определения).

Но теперь сотрудники ГИМС (Гос.Инспекция по маломерным судам)
реально начали требовать от туристов соблюдения всех имеющихся
в законодательстве норм, и не просто требовать, но и штрафовать.
Сумма штрафа обычно равна 500, 1000 или 1500р с лодки.

Причем суд г.Дубна подтвердил, что туристов на Дубне оштрафовали правильно.
Да и водники с юридическим образованием (например, М.Трусков) тоже
сходятся во мнении, что байдарки де-юре попадают под действие указанных
статей.


------------------------------ 2. Де-факто --------------------------------

К счастью, "охота" на туристов пока что ограничивается отдельными
постами ГИМС. В частности, мне известны:
1) неоднократные случаи на р.Дубне
2) неоднократные случаи на р.Угре
3) я лично сталкивался с наездами ГИМС-овцев Серпуховского р-на
на р.Оке - в устье р.Нары, у ж/д моста, рядом со ст.Ока, а также в г.Пущино.
Также есть информация о попытках активности ГИМС на р.Мсте
(к счастью, неудачных, см. газету Вольный Ветер), на Алтае, на Волге
(Астраханская и Волгоградская обл.), под Самарой и др.

ВСЕ упомянутые посты находятся на крупных судоходных реках.
Строго говоря, закон не делает различий между судоходной рекой
и прудом размером 5х10м, требования к маломерным судам
одинаковые. Но поскольку сотрудника ГИМС у каждой лужи
не поставишь, реально пока контролируются только крупные узловые
пункты. И конечно, никто не будет гоняться за туристами
по мелким лесным речкам. Так что де-факто в походы
пока ходить можно. Правда, во избежание неприятностей,
маршрут придется заканчивать не в крупном населенном
пункте с удобным транспортом, а черт знает где...


------------------------------ 3. Что именно
наказуемо --------------------------------

Если быть буквоедом, то запрета водного туризма как такового в КоАП нет.
Но ограничений столько, что фактически любой поход - правонарушение.

Во-первых, любое средство сплава должно иметь паспорт и судовой билет.
(Например, попробуйте-ка оформить паспорт на катамаран с дровяной рамой,
которая вырубается перед началом сплава...).

Во-вторых, судно надо зарегистрировать в ГИМС (естественно, небесплатно).

В-третьих, судно должно ежегодно (до похода) пройти техосмотр в ГИМС.
(Тоже не задаром).

В-четвертых, по закону любое маломерное судно должно комплектоваться якорем,
багром и т.п. вплоть до огнетушителя, всего около 10 наименований.
В некоторых инспекциях ГИМС можно пройти техосмотр и без огнетушителя,
но если во время похода ты попадешь в зону ответственности другого
подразделения ГИМС, то нет никаких гарантий, что его сотрудники
именно к этому не придерутся.

В-пятых, количество несовершеннолетних на судне не может быть больше,
чем количество взрослых. Т.е. если я веду куда-то подростков, в группе
должно быть минимум столько же взрослых. А если байдарки трехместные,
то по двое взрослых на каждого несовершеннолетнего.

В-шестых, каждая байдарка должна быть приписана к определенному причалу.
Причем по умолчанию предполагается, что она может отходить от причала
только в светлое время суток и должна к нему вернуться до наступления
темноты.
В противном случае нужно получать особый допуск на движение в темное время
суток, для чего требуется как минимум наличие судовых огней, сирены и т.п.

В-седьмых, если владелец лодки (записанный в судовом билете) находится не
в ней, а в соседней байдарке, то у "лица, управляющего байдаркой" должна
быть
доверенность на право управления судном.
В общем, все как с автомобилем, вплоть до экспресс-тестов на алкоголь...
Хорошо хоть, автогражданки пока не требуется...

В-восьмых, самое интересное. Любое движение маломерных судов в период
половодья (до полного схода паводковых вод), а также в период нереста
может осуществляться исключительно по особому разрешению местной ГИМС.
Например, в подмосковье даже со всеми документами выходить на воду
можно не раньше середины июня. А что делать тем, кто хочет приехать на
большую
воду в другой регион, и к тому же речка начинается в дикой глухомани?
Я уж не говорю о том, как может выглядеть "процедура" получения такого
разрешения группой туристов, собравшихся на выходные на какую-нибудь
Березайку...



------------------------------ 4. Что же
делать --------------------------------

По-моему, из сказанного ясно, что регистрировать байдарки почти бесполезно,
это не поможет ходить на воду легально. Действительно, сейчас,
пока у 99.9% байдарочников лодки не зарегистрированы, штраф
обычно берут только за отсутствие регистрации. Но зная наших чиновников,
я не сомневаюсь, что как только количество зарегистрированных байдарок
составит заметный процент, начнут штрафовать за отсутствие техосмотра.
Потом - за сплав в неподходящее время. Потом - за нарушение "условий
плавания"
(например, в паспорте у тайменя прописано плавать на водоемах с волной не
выше 5см).
Я уж не говорю про детский туризм и т.п., который запрещен полностью и
однозначно.
Видимо, наше государство очень боится, что "трудные" подростки
заинтересуются
водным туризмом и милиции некого будет сажать. С настоящими-то бандитами
она иметь дело боится...

По-моему, выход следующий.
Во-первых, не надо ходить по большим рекам, или заплывать в районы постоянно
действующих постов ГИМС. Ясно, что никакой ГИМС не станет караулить мелкие
речушки и реки, где "улов" максимум составит пару тысчонок в неделю.

Во-вторых, надо требовать оформления всех нарушений по протоколам.
Дело в том, что оштрафовать туристов "по всем правилам" почти невозможно.
Разбираем по пунктам:

1) По закону, никто не обязан платить штраф на месте. Наоборот,
мы имеем право получить протокол о правонарушении и оплатить штраф
в течение месяца, причем в этот срок не входит время разбирательства в суде
(если наказанный пожелает оспорить штраф в суде).
Так что пусть составляют протокол. С большой вероятностью, в нем найдутся
какие-то ляпы и нарушения процедуры, что позволит потом этот протокол
опротестовать и ничего не платить. В самом крайнем случае заплатить-таки
придется, но уже не в карман ГИМС-овцу, а в сберкассу. Если сотрудники ГИМС
вместо реальных денег будут получать только многочасовые разборки
и протоколы, их охотничье рвение сильно поослабнет.

2) По закону, гражданин РФ не имеет права отдавать свой паспорт никому,
кроме сотрудника милиции. То есть гимсовец без мента просто не сможет
установить мою личность. Ну и на кого он будет составлять протокол?

3) Чтобы изъять лодку, как минимум требуются понятые. Если это не
стационарный
пост ГИМС, а просто глухая река, где он их интересно возьмет?

4) Если изъятие "орудия правонарушения", т.е. лодки, создает реальную угрозу
для жизни и безопасности людей (например, в глухой тайге),
то такое действие гимсовца тоже можно оспаривать в суде:
борясь с меньшим злом (мелкое административное нарушение), он допускает
гораздо большую угрозу (угроза жизни и здоровью людей).

5) Сотрудник ГИМС имеет право потребовать прекратить правонарушение, т.е.
сплав.
Но если я вышел на берег, разобрал лодку и лег спать, то я уже не
нарушитель.

6) Если байдарка находится в разобранном виде (непригодном для сплава),
то это уже не судно. Если при приближении моторки ГИМС я выйду на берег
и сниму хотя бы один фальшборт, то интересно, как эта ситуация будет
выглядеть
с точки зрения закона?
Разумеется, в суд с жалобой на неправомерные действия
должностных лиц надо обращаться по месту своего жительства
(такое право у граждан РФ есть), а не к тому судье, которого этот гимсовец
угощает отобранной у браконьеров рыбой.


----------------------------------------------------------------------------
--
Короче, кого интересуют подробности, пишите мне в мыло, или просто
ищите в инете. Ключевые слова "ГИМС, байдарки, КоАП, регистрация, штраф,
грузоподъемность".


Леша=A.Deshere (095)-254-90-35 (вт 16.00-24.00) 1653171338
http://sos.karelia.ru/desher/; file://skitalets.ru/azimut.htm;
file://argonautics.narod.ru/reports.htm
... Обжегшись на молоке, пуганную ворону бог бережет ...



Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck