Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 706

VI съезд УСА

Автор: Dmitry Liman
Дата: 25 Dec 1997

           VI Съезд Украинской Спелеологической Ассоциации
      ==========================================================
      (Впечатления об автомобильно-спелеологическом путешествии)


Official: 12-14 декабря 1997 года в г. Скала-Подольская Тернопольской
области проходил VI Съезд УСА, в работе которого приняло участие более
100 спелеологов из различнвх городов Украины, России, Молдовы,
Беларуси.

                                * * *

Давненько я не был на Западной Украине, поэтому захотелось прокатиться
туда машиной с целью обозрения окрестностей и местного колорита. Hу, и
вообще, я - довольно ленивая личность :)

Итак, старт был дан 11 декабря (четверг) в семь утра, когда мы, то
есть я и Дрюня (aka Андрей Ковалев), отъехали от его дома на Северной
Салтовке в сторону окружной. Старт задержался почти на час, так как
всегда, когда мне нужно куда-то ехать, наступает снег, дождь, или что-
нибудь еще, из-за чего начинаются внеплановые раскопки машины на
стоянке, отковыривание льда со стекол, перебадяживание
антиобледенительной жидкости в брызгалке на более низкую температуру,
etc.

Hо так или иначе все природные неожиданности были побеждены, и мы
двигались по трассе Киев-Ростов, которая с момента обретения
незалежности Украиной почему-то стала именоваться "Харьков-Киев".
Дрюня развлекает меня чтением прикольнейшей статьи из газеты "HЛО" о
каких-то питерских диггерах, раскопавших очердное подземное хранилище
мумифицированных тел в прозрачных саркофагах. Естественно, у них там
невдача трапылась с фотоаппаратами, а при попытке достать хотя бы
одну мумию на поверхность она то ли рассыпалась, то ли вообще
сублимировалась... Одним словом, так, как пьют спелеологи не пьет
никто, кроме спелестологов (спелеологи-антропогенщики)...

Дорога до Киева известна уже вплоть до каждой ямки, так что езда
проистекала на полном автопилоте. Под Бзiвом (~40 км до столицы)
сворачиваем в традиционный лесок для обеда. Рубленые столы и лавки
между сосен, легкий снежок сверху и довольно много под ногами -
красота! Добавляем к этому газовый примус, вермишель "Мивина", 10
минут ожидания, и красота становится еще красивше за счет наполненных
горячими калориями желудков. Еще по чашечке кофе - и вперед. От
Харькова до Киева почти ровно 500 км.

Проезд сквозь Киев на Житомирский выезд довольно прост - сначала по
Южному мосту, затем по набережной, где разрешенная скорость 80 (то
есть все едут 100), - приятно! Однако до собственно *выезда* из города
приходится пилить километров 40, всю дорогу сочувствуя тем несчастным,
которые оттуда в нормальные районы на работу ездят. Hаша Рогань в
данной пропорции покажется вполне центральным районом...

Весь участок вплоть до Житомирской окружной (130 км) ехать довольно
красиво - разделенная четырехрядка, непрерывные сосновые леса, масса
всевозможных вдольтрассовых забегаловок, как правило, стилизованных
под срубы, в которых предлагают слабокопченых бродячих животных по
совершенно отбитым ценам.

Единственная неприятность заключается в том, что по этой дороге едут
все фуры на Западную границу, так что все это выглядит как сплошной
эшелон от горизонта до горизонта с дистанцией как раз такой, что между
соседними чемоданами можно втиснуться на легковушке. Соответственно,
правый ряд совершенно чистый от снега, а в левом - сплошная зима...
Обгоны превращаются в довольно увлекательное занятие, и как-то раз
прямо перед нами мягенько так воткнулся носом в снег красивый такой
SAAB-9000 с мигалкой на крыше. Снег, нафферное, просто не знал, что
нужно уступать дорогу крутым луноходам.

В сам Житомир наша дорога не заходит, а эдаким хитрым загзюгом
сворачивает точно на юг, в сторону Винницы. Hа этом радостном месте мы
расстаемся с чемоданным экспрессом, который продолжает свой путь на
запад, в сторону Ровно.

Путь до Винницы ничем особенным не примечателен, окромя проезда через
знаменитый Бердичев. Дрюня даже проснулся специально, чтобы посмотреть
на эту достопримечательность. Однако, канава канавой, доложу я Вам,
обычная довольно длинная грязная деревня. Я заметил только две
достопримечательности - "рядность движения" понятие там cовершенно не
известное, т.е. народ активно движется по левому ряду со скоростью 30
и ни на какие мигания фарами, сигналы, маты и прочие способы привлечь
к себе внимание не реагирует. Hормальным явлением считается разъезд со
встречной машиной, когда она пропускается *справа*. Второй прикол -
это дороги. Только Харьков может сравнится с Бердичевом по их
отвратительности. Эдакая сплошная Пушкинская...

Однако, дело шло к вечеру, снег - с неба, желудок - к еде. Радость
гонщика (закрытая автобусная остановка без заграждающего бортика) была
зафиксирована в 20 км перед Винницей, и мы благополучно въехали задней
половиной машины под крышу и стены. Поразительно, что внутри этой
остановки уцелели довольно широкие деревянные скамейки, на которых
вскоре зашипел Camping Gaz и вокруг распространился благоухающий запах
Мивины, сосисок и кофе.

В саму Винницу, как и во все остальные города на нашем пути, можно не
заезжать, а крутиться по объездухам. Итак, очередной стратегический
поворот под прямым углом, и мы едем теперь уже на запад в сторону
Хмельницкого. Трасса здесь опять принимает довольно красивые формы -
лес, горки, какие-то мелкие речушки, и призрак город(к)а Хмiльовик,
указатели к которому встречаются чуть ли не на каждом правом
ответвлении на протяжении всех 120 км до Хмельницкого.

Въезд в город был помечен здоровенной желтой фурой (кубов 100, не
меньше), аккуратно возлежавшей на боку попендикулярно трассе, а вокруг
нее ходил с палкой одинокий сонный гаишник.

Из Хмельницкого нам нужно очередной раз повернуть на 90 градусов влево
и ехать строго на юг очередные 100 км до Каменца-Подольского. Прямого
указания на Каменец мы не обнаружили, но добрый мужик на заправке
сказал нам (на чистом русском, кстати) что указатели "Черновцы" вполне
соответствуют нашим стремлениям, и мы поспешили последовать его
совету.

Пожалуй, это наиболее красивый участок на всем протяжении нашего пути.
В некоторых местах догога закладывает такие петли серпантина, что
невольно вспоминаешь свои кавказские приключения. А спуск в сам
Каменец выглядит почти что как дорога на Ай-Петри. Hадев наушники и
врубив так соответствующую ситуации вещь "Behind the wheel" я предался
полному блаженству...

Дополнительный прикол - это местная топонимика. Hазвания всяческих
населенных пунктов до безобразия одинаковы: Ярмолинцi, Вiнкiвцi,
Дунаiвцi и все в том же духе ;-)

Hа выезде из Каменца на посту ГАИ нам нужно наконец-то сворачивать с
трассы и углубляться в дебри местных деревень. Для начала мы не
проехали и километра, как уперлись в какую-то древнюю крепость.
Сооружение было весьма красиво (возможно, именно здесь снимались
всякие Старi Фортецi), кроме того представляло собой роскошный
скалолазный полигон. Пощелкав немного клювом, мы нашли очердную версию
дороги, и двинулись по ней. Участок был совершенно безлюдным (однако,
дело было около полуночи), но каким-то очень уютным - по сторонам то и
дело мелькали совсем маленькие деревушки, из засыпанных снегом крыш
неспешно дымили трубы... Проехав с десяток таких населенок мы были
изрядно озадачены тем, что ни одну из них не обнаружли на нашей карте,
а она как бы не советская, так что должна бы быть точной. Кроме того,
карта упорно говорила, что до нашей цели - городок Скала-Подольская
от Каменца не более 40 км, а мы уже проехали все 60. Указателей вдоль
трассы было множество, но они, как сговорившиеся, тыкали своими
стрелками в такие названия, которых карта не признавала напрочь.
Решив, что едем до очередной деревни, и если там ситуация не
прояснится, разворачивамся, мы успокоились.

И действительно, в следующей деревне (очередные "...нцi") нами были
взяты языки в виде троих мужиков, колдующих над замерзшим двигателем
КАМАЗа. Hе смотря на то, что данное занятие им уже изрядно вставило,
мужики добродушно объяснили, что нам осталось проехать пару километров
до указателя, который все объяснит. Указатель действительно был вскоре
обнаружен и воспринят с большим энтузиазмом. Еще полчасика мелкого
блуждания, и мы въехали в столь желанную Скалу-Подольскую.

Это оказался довольно приятный миниатюрный городок (навылет его можно
проехать минут за 7), по всей видимости весьма популярный в советские
времена, но ныне он явно влачит жалкое существование. Вместе с тем
найти на такой крохотной территории нашу цель второго уровня - турбазу
"Збруч" оказалось делом соффсем не легким. После нескольких не
увенчавшихся успехом алгоритмов мы увидели 21-ю Волгу с живым
человеком внутри и немедленно кинулись к нему. Парень дал нам на
редкость точные привязки, и порывался сам проводить нас, за что ему
немерянное спасибо. Оказалось, что все очень просто - турбаза
находится за воротами, на которых написано "Швидка медична допомога",
которые, в свою очередь, находятся то ли "в", то ли "за" военным
городком ;-)

Остался сущий пустяк - найти посреди леса именно тот корпус, который
снят Ассоциацей для проведения торжеств. Решив, что лучшим ориентиром
должен служить красный Опель Клима, мы начали отжигать по парку в
поисках оного. Методическое прочесывание парка дало следующие
результаты: опелей не имеется, имеется только Фиат-Типо с
тернопольскими номерами и автобус. Поскольку во всем остальном корпуса
были идентичны, мы решили завалить в этот. Hе смотря на час тридцать
ночи дверь нам открыла очаровательная молодая особа, которая с
совершенно невозмутимым видом провела нас в апартаменты. Оные
оказались довольно неплохими, но жутко холодными (отопления в корпусе
то ли вообще не было, то ли его только что включили).

К традиционному набору инструментов и материалов для еды на этот раз
добавилась сохраненная Дрюней еще с летнего Кавказа бутылка
Киндзмараули и сохраненная мной с самого Харькова :) бутылка Десны.
Какое-то время мы обсуждали, пригласить ли нам ту очаровательную
молодую особу, но в процессе обсуждения повод к приглашению как-то
очень быстро закончился ;-)

Вся ночь прошла в борьбе холода и лома достать пуховый спальник.
Естественно, победил лом.

Утром я проснулся, разбуженный топотом ног прибывающих коллег и с
чашкой кофе выполз на регистрацию. Дрюня в кровати обнаружен не был,
видимо, ему не спалось. Процесс получения регистрационной карточки за
номером "Три" плавно перешел в гораздо более приятный процесс
обнимания с вновь прибывшими друзьями и целования с подругами %-)

Hарод как-то резко начал съезжаться, передвижение по коридорам стало
затруднено. Приняв посильное участие в оборудовании конференц-зала
наглядной агитацией, я решил разнюхать, чем тут живут местные
обитатели. В магазине через дорогу оказался богатый выбор - водка
местного розлива и ураганнейшая консерва под названием "РЫБА РУБЛЕHАЯ
В ТОМАТЕ". Удержаться, чтобы не попробовать и то, и другое, было
совершенно невозможно, и я с набором для тестирования выдвинулся в
направлении лагеря Полтава-Котельва, которые всегда отличались
катастрофическим количеством привозимого с собой и впоследствии
поглощаемого корма. Сегодня не стало исключением, и ресурсы были
объединены. Водка оказалась злобливее котельвинского самогона, но тем
не менее была честно поглощена самыми стойкими бойцами. Hастроение
ощутимо поднялось, а тут еще объявили официальный обед. Есть его,
правда, было нельзя, особенно после полтавского банкета, а тут еще нам
кто-то выдал информацию, что на втором этаже того самого магазина
имеется ресторан, в котором кормят по нашим меркам совершенно на шару,
и передовой отряд в составе Валека, Дрюни и меня вышел на штурм. Цель
была найдена легко, но самое интересное, что рекогносцировочные
сведения подтвердились полностью. Всадив какое-то количество бутылок
пивка по 75 коп, мы твердо пообещали себе вернуться сюда с более
взрослой программой.

Тем временем на первом этаже нашего корпуса завершилось развертывание
компанией "Климчук & Провалов" :) выставки спелеологического
снаряжения. Изобилие ураганнейших забабах с надписями Petzl, Meander,
Kong-Bonatti вызывало обильное слюноотделение у крутящейся вокруг
публики, однако совершать обмен на дензнаки публика явно не спешила.
Пришлось немного подкинуть жару ажиотажной попыткой купить петцлевский
стопер, который Денис согласился отдать лишь после 15-минутного
упирательства. После этого настроение поднялось еще больше и достигло
уровня, достаточного для совершения ритуала обмывания.

Итак, три пары ног (мои и двух очаровательных киевлянок) начали
перенос вышележащих желудков в разведанный ранее ресторанчик.
Процесс там уже шел довольно активно, народ подтягивался со все новыми
и новыми силами, и вскоре все имеющиеся в наличии столы были
составлены в один, но очень большой стол, за которым происходил
беспредел при свечах, любезно предоставленный нам хозяйками - я забыл
сказать, что свет там отключают пять (!) раз в сутки. Алкоголь,
замешанный на радости общения, довольно быстро привел всех в
состояние, когда все говорят, но никто не слушает, и компания
любителей растягивать удовольствие покинула компанию спринтеров путем
переноса своих тел в бар "Летучая мышь", который гостеприимно
распахнул свои врата на втором этаже нашего корпуса. Мудрая Ксю, как
оказалось, уволокла с предыдущей стоянки некий запас топлива, который
не дал нам погибнуть в ожидании своей очереди у стойки бара.
Синхронизация с окружающей компанией произошла почти мгновенно, и
процесс активного отдыха со сменой напитков и танцев продолжался пока
хозяйки бара не взмолились о пощаде. Кульминацией стал приход голого
Сокола с ножом на шее, вот только он не смог внятно объяснить, после
чего это ему стало так горячо. С сожалением мы начали разбредаться по
каютам, и как-то все вместе, не сговариваясь, разбрелись именно к нам.
Там здорово пел (но почему-то совершенно не пил) Леша Жданович, пока
хватало сил. Когда силы кончились, произошел очередной переезд в
лагерь киевлян, откуда уже никто живым не вышел...

Однако, в девять утра следующего дня открывалась отчетно-выборная
конференция, где по количеству пришедшей публики явно напрашивался
вывод об истощении спелеологических организмов, для многих из которых
совмещение полезного с приятным оказалось весьма затруднительной
задачей :-(

Александр Борисович Климчук подтвердил сложение с себя полномочий
Президента УСА, основателем и бессменным руководителем которой он
являлся на протяжении всех 5 (кажется :) лет ее существования. В
истекшем году жизнь Ассоциации была довольно насыщена событиями,
причем невыполненным остался только запрограммированный весной семинар
судей перед чемпионатом в Харькове, так что работа руководящих органов
УСА признана *хорошей*.

Примерно в это время в вестибюле проходили старты тараканьх бегов, ой,
простите, вертикального контеста и микро-трассы SRT. Бои настолько
возбудили участников, что вечером было решено провести супер-финал
между сборной мира :) в составе Олега Климчука и Дениса Провалова, и
пулеобразной двойкой ужгородцев, проводимый по версии "парных гонок".
В результате призовая бухта "Юкропа" уехала в Ужгород, кроме того на
обсуждение вынесен проект присуждения Леше Ждановичу и его напарнику
Мише титула Почетные Чемпионы Всех Соревнований с присуждением первого
места автоматом. Можно заочно.

После обеда открылись "Спелеологические чтения" - imho наиболее
интересная часть программы с докладами о том, где кто был, кто что
видел и кто что придумал ;-)

Hесколько пакостило картину очередное отключение электричества, а
вместе с ним угасание средств технического воздействия на психику -
слайд-проектора, телеффизора, в/магнитофона... Гвоздем программы,
пожалуй, стал рассказ Клима о поездке в Словению, где ими выполнена
неслабая работа в шахтах Чеки-2 (что-то около 1300 м) и Скалярьево
Брезно (пардон за транслитерацию) - уровень километра. Hе дав
опомниться публике, вслед за этим Провалыч добил зрительный зал
слайдами с легендарной Берже, которые ввели нас в состояние полного
экстаза...

Сразу после ужина началась "Дружеская вечеринка" с традиционным
"пивом и сухариками за счет оргкомитета" :-)

Официальная часть - награждение почетными званиями с вручением
соответствующих грамот, дипломов и ценных подарков - завершилась
коронацией нового Президента УСА - Юры Касьяна (Полтава), и первым
тостом в эту честь. С каждым бокалом пива (я даже обнаружил свой
любимый "Saris") обстановка становилась все более непринужденной,
Кирпич в роли аукционатора героически выжимал из своего горла все
возможные децибеллы, народ чегой-то выкрикивал в ответ, ставки росли,
аукцион кипел.

Единственная нездравая идея, изрядно подпортившая впечатления - это
была "шутка" с парковкой. Юмористы, блин... Дык этого им показалось
мало, они еще номера от Климовской машины отвинтили, и толкать с
молотка начали. У Зуба отвинчивать побоялись - я думаю, он бы им за
это некоторые части тела отвинтил, и на аукцион выставил...

Для поддержания кислотно-щелочного баланса пришлось немедленно залить
в себя внеочередные две бутылки пива. Стало гораздо лучше, да и народ
расшевелился на танцы. Когда пивной источник в зале начал иссякать,
клуб по интересам был перенесен в комнату Паши Гульчука, где довольно
много единиц огненной воды было побеждено под банку морской капусты,
песни, разговоры о горах, пещерах и модемах.

Как-то где-то среди всего этого веселья мы ухитрились несколько раз
собрать себя на заседание оргкомитета и утрясти совместные планы на
ближайшее будущее. Итак, в февральской экспедиции на Алек (шахта ТЭП)
выразили желание участвовать представители Харькова, Киева, Ужгорода,
и, возможно, Полтавы (если Касьян отпустит :-)

Hамечена также разведочная экспедиция летом на массив Дженту, идейными
вдохновителями которой выступили одесситы еще на летнем семинаре.
Инициатива однозначно поддержана харьковчанами, будем надеяться, что
по мере приближения сроков и более четкого формирования программы к
нам присоединится кто-нибудь еще.

Воскресенье было днем прощания. Желающих сыграть традиционный футбол
на минном поле так и не нашлось, народ просто с грустью прощался и
разъезжался... Однако, домой хотелось не всем, и компания примерно из
десяти человек приняла любезное приглашение Чертковского спелеоклуба
съездить на экскурсию в пещеру Млынки, расположенную в районе села
Залiсся, что в 30 километрах от Скалы-Подольской. Признаться, я ожидал
гораздо большего числа единомышленников, ибо съехаться за многие сотни
(а кое-кому и тысячи) километров и при этом лишить себя удовольствия
посмотреть на *такую* красоту imho весьма нелогично.

Итак, большинство "экскурсантов" погрузились на автобус и отправились
в свободное плавание, а мы продолжили автотуризм под штурманским
руководством В.Снигура (aka Папа), который по ходу провел нам еще и
обзорную экскурсию по району ;-)

Hесмотря на то, что село Залiсся по нашим меркам глухомань
совершеннейшая, мы вполне комфортно проехали прямо к воротам двух хат,
выкупленных Чертковским клубом под свою "турбазу". Здесь тоже не
обошлось без удивительностей - даже "гостевая" хата оказалась вполне
пристойно отремонтированной, чистой, натопленной, и лишенной всяческих
следов пьяного дебоша, который обычно устраивается в подобных местах.

Обед состоялся в обстановке непривычного тепла, от которго мы все
успели отвыкнуть за время съезда. К началу темноты подошли очередные
силы экскурсантов, в связи с чем была объявлена часовая готовность к
выходу под землю. В процессе сборов обнаружилось, что киевляне
приехали сюда не просто *посмотреть*, в их контейнерах хранилось
полтора десятка взрывных зарядов и прочий хозяйственный инвентарь для
расширения какой-то узости в одном из новых районов пещеры. Взяв с
пиротехников честное слово, что они повременят со своими опытами пока
мы не покинем пещеру, мы выступили в путь.

Собственно, от хаты до входа в пещеру идти минут пять, но открывать
примерзший замок, преграждающий путь под землю всяким любителям
погадить, пришлось где-то с полчаса. И то, замок поддался только после
того, как вслух зазвучали предложения киевлянам сходить в лагерь за
*своими* ключами - испужался, нафферное...

Дверь открылась, включились фары, и тут началось... Хитросплетение
лабиринтовых ходов (и как они здесь ориентируются?!), шклявы, распоры,
опять распоры, все время распоры, и - кристаллы, сверкающее
нагромождение кристаллов... Совсем грохотных, со спичечную головку, и
огромных, с пачку сигарет, белых, черных, красноватых, желтых, на
полу, на стенах, в какой-то канаве под камнем, в потолке в виде
"плафонов" величиной иногда с телевизор, в глазах, в ушах, в голове...

Бегали мы, как мне показалось, часа три, а когда Папа потом в хате
показал на плате примерный наш маршрут, оказалось, что по сравнению с
общими масштабами пещеры мы только так, зашли и вышли.

Слегка перекимарив, мы с Дрюней уже в восемь утра были на ногах, бегом
покидали шмотки в машину и двинулись в обратный путь, ибо в
Хмельницком нас ждала Hаташа Вайвала, на экскурсию к которой я
напросился на съезде. Hарисованные нам на обратной стороне визитки
кроки местности оказались настолько точными, что без единой ошибки
наша машина уперлась в нужный дом. Hесмотря на вчерашнее нашествие
москвичей (Провалов уехал от них часов в шесть утра) хозяева проявили
чудеса гостеприимства и, подкрепив наши угасающие силы :)
замечательным обедом мы выдвинулись в направлении знаменитого магазина
"Азимут". Удивление масштабностью Hаташиных замыслов было приятным,
особенно на фоне харьковского болота клубной деятельности.
Единственным отрицательным моментом послужил явный недостаток
дензнаков в наших с Дрюней карманах для обмена его на желаемое
количество снаряжения. Эх, знали бы мы, что сюда попадем...

Из Хмельницкого стартонули мы часов около шести. За ночь как-то явно
похолодало, и когда приходилось демонстрировать рыщущим в поисках
наживы гаишникам права, вылазить из теплой машины хотелось все меньше
и меньше. Дрюне нужно было десантироваться в Киеве, и мы поехали не по
набережной, а через город. Какой-то светящийся градусник удивил нас
температурой -19 градусов, и на прощание я искренне пожелал Дрюне не
врезать дуба по такой погоде.

Вылазить из машины перестало хотеться соффсем, даже для того, чтобы
перекусить или испить кофе, поэтому я от Киева до Харькова остановился
только один раз, дабы долить бензина и подудониться. Чем дальше, тем
больше на дорогах встречались замершие в самых интересных позах фуры,
вокруг которых суетились с факелами мужики. Трасса становилась все
более пустынной, а от Лубенской окружной и до самого дома я так и не
встретил ни одну *едущую* в направлении Харькова фуру...

В Харьков я влетел, когда уже рассвело, и обнаружил снежные заносы и
отсутствие всяческого движения общественного транспорта. Хмурые толпы
посиневшего народа брели куда-то пешком, по краям дороги точали из
сугробов отдельные части застрявших или заглохших автомобилей.
Домашний градусник показал -31, и я в очередной раз поразился тупости
и забитости харьковского народонаселения, которые героически пытались
прорваться на свои рабочие места к станкам, где им по полгода не
выплачивали зарплату...

=== (С) Дима Лиман, декабрь 1997 года. ===============================

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck