Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
Cavers Mailing List № 2995
Re: Об автомобильных лампочках
Автор: Andrew Markow
Дата: 26 Dec 2001
Nikolay Chebotarev wrote:
> Нужен газоразрядный свет. Желательно, подводный.
> Это свет по яркости - гораздо ярче галогенного, а по экономичности - ну,
> очень хорош.
> От автомобиля такой стоит сотни долларов (один из вариантов - снять с битого
> мерседеса,
> мне еще ни один не попался), фирменный подводный - порядка 1000$.
Наконец, разобрался, что ты имел в виду. Это ксенон-металлогалидные
газоразрядные лампы с короткой дугой. В Европе их ставят в автомобильные фары
уже года 3, в США появились только в нонешнем году. Генетически произошли из
ламп для освещения стадионов и поэтому очень маленькими пока не бывают. При
работе нагреваются до 800 градусов. Давление ксенона внутри -- несколько
атмосфер, при работе за счет испарения присутствующей ртути повышается до 30.
> Насколько я смог выяснить: он обычно поджигается 110в, а потом светит от 12в
> и очень ярко.
Любой газоразрядной лампе для поджига требуется не меньше нескольких киловольт.
В данном случае необходимо не менее 14 кВ, для надежности используют порядка 20.
> Лет 30 назад преобразователи напряжения 4->110в стоили 10руб (для вспышки) и
> помещались в крышечке для плоской батарейки. Мы их вместо Молнии в пещеры
> брали.
Лампы очень капризные в отношении проходящего через них тока и специалисты
категорически не рекомендуют (например, http://www.misty.com/people/don/d2.html
) использовать самодельные балластные устройства. Половина моделей выпускается с
намертво приделанным балластом, преобразователем (от постоянного тока не
работают) и поджигом. К другим все покупается отдельно. Стоит все это
безобразие, действительно, от 250$ (только лампочка) до 1000$.
> Лампочки газоразрядные на 200-300вт стоит порядка 300р на Митинском.
Это явно было что-то другое: или ртутная лампа, или люминесцентная, или
натриевая высокого давления.
> И они
> очень большие -
> около 10см в длину.
Эти тоже не очень короткие. Те, которые с встроенным балластом, -- 85 мм, а без
него 80. Причем светит у них только сама дуга длиной 4-5 миллиметров,
находящаяся посередине колбы. Поэтому устанавливают их поперек фары.
> Хочется лампочку маленькую и 30-100 вт.
Обычная для таких лампочек мощность -- 35 Вт (включая все потери на баллаасте и
преобразователе) при световом потоке 3200 лм (или 2800, если торец закрашен,
чтобы светила равномернее). Светоотдача получается около 90 лм/Вт, что очень
хорошо, особенно в сравнении:
Обычные лампы накаливания -- от 5 (фонарные) до 20 (сетевые)
Галогенки фонарные -- 12-20 (2-4 Вт), про большие мптериалов под рукой нет.
Сверхъяркие светодиоды -- до 8-20 в зависимости от длины волны.
Миниатюрные люминесцентные -- 25-63 (3-23 Вт)
Металлогалидные с короткой дугой без ксенона -- 70
Натриевые высокого давления -- 85
Натриевые низкого давления -- 100
Теоретический предел для белого света -- 242,5
Теоретический предел для желто-зеленого света -- 681.
С приветом -- Андрей Марков.
Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
CML archive browser created by Pavel Gulchouck