Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
Cavers Mailing List № 961
Зарисовки об Иране
Автор: Andrey A. Semikolennykh
Дата: 12 Sep 1998
Ниже некоторые зарисовки о нашем путешествии в Иране
в июне этого года. Надеюсь, что не превысил об[ема трафика.
Андрей Семиколенных
-------------------------------------------------------------
Собираясь в Иран для участия в научной конференции, мы
ощущали себя как солдаты перед отправкой на передовые позиции и
подолгу расспрашивали друзей и знакомых о том, можно ли ТАМ
курить на улицах и какую допустимую длину должны иметь рукава
у футболок, чтобы не попасть в неприятную историю. И когда
впоследствии наши иранские знакомые интересовались: каково же
наше мнение об Иране, я вполне искренне отвечал, что <был
удивлен и поражен>, поскольку это так и было. Начать же рассказ
следует, по-видимому, с ворот страны - с таможни.
Политика.
Таможни не было! Зная о строгом сухом законе в Иране и
предвидя таможенные строгости, мы добросовестно оставили в
Москве большую часть водочных бутылок, которые по русской
традиции возятся за границу для представительства. Однако, на
случай счастливого стечения обстоятельств некоторое количество
алкоголя в нашем багаже имелось, что и давало повод к
беспокойству. Поэтому, когда после паспортного контроля
таможенник поинтересовался: <кто тут гражданин России>, мы
пошли за ним мимо огромной очереди иранцев с чувством
неминуемой обреченности. Каково же было наше удивления, когда
нас проводили к двери, за которой непосредственно начинался
город, даже не поинтересовавшись: нет ли чего запрещенного у нас
в рюкзаках. Следует отметить, что фактически таможенный досмотр
отсутствовал и на обратном пути. Впрочем, похоже это вопрос
сугубо политический.
Думаю, не всем известно о том, что в наше не простое время,
Иран - один из основных торговых партнеров России, на которого
приходится значительная доля нашего экспорта. Это видно
невооруженным глазом: в аэропортах то там, то здесь мелькают
привычные очертания российских самолетов; в фотомагазинах Вы
можете купить почти все модификации фотоаппарата <Зенит>; а
местные соки, продаваемые на улицах, имеют надпись на русском
языке, что не характерно, скажем, для модных американских и
европейских напитков.
Проявляется это и в отношении иранцев к русским.
Иностранцев на улицах Тегерана и в других городах нет вообще,
поэтому скрытый интерес у прохожих всегда присутствует. Иногда
нас спрашивали на улицах: откуда мы приехали и зачем, но стоило
ответить, что мы из России и приехали работать, как моментально
лица собеседников озарялись дружескими улыбками.
Нельзя сказать, что иранцы очень не любят американцев. Все
это остается похоже на уровне государственной политики. Проезжая
по стране мы видели в некоторых поселках большие стационарные
лозунги на английском языке такого содержания: <United States is
our enemy" (США наш враг) или "Israel must be destroied" (Израиль
должен быть разрушен). Однако, отношение среднего иранца к
среднему американцу примерно такое же как и у среднего русского.
Если какой-нибудь тракторист Дядя Петя из деревни Петушки в
Липецкой области, насмотревшись американских сериалов, наивно
полагает, что американцы - это народ, состоящий из топ-моделей,
Шварценегеров и пузатых бизнесменов, которые так одурели от
огромных богатств, собранных со всего мира, что с утра до вечера
пьют кока-колу и увлечены гомосексуализмом, феминизмом и
прочими непонятными вещами, то примерно такого же мнения
придерживается и механизатор Алиреза из какой-нибудь деревни
Бистун возле Керминшаха, но никакой внутренней агрессии нет
вовсе. Ситуация при этом несколько парадоксальна, так как
агрессивные лозунги на дорогах не мешают трансляции по
иранскому телевидению американских фильмов, где женщины ходят
без платков и в коротких юбках, пьют вино и курят.
Общественное телевидение - это, в общем случае, индикатор
политического курса, поэтому каждый вечер мы с интересом
смотрели программу новостей. Даже не зная в совершенстве языка
фарси, мы сделали несколько интересных открытий. Во-первых,
кажущегося единства в мусульманском мире нет и в помине. К
примеру, каждое второе слово в телерепортажах об Ираке -
<душман>, то есть бандит. Во-вторых, складывается ощущение, что
Иран интересуется только тремя странами из всего мира. Это
разумеется, агрессивный сосед Ирак, Россия и Китай. Находясь в
Тегеране, мы были в курсе всех наших внутренних событий: с кем и
когда встречался Ельцин, как у Чубайса идут дела в Международном
Валютном Фонде, новости с орбиты и так далее. Кроме того,
новости сообщали об успехах российских строителей и
специалистов в самом Иране (<российские строители возвели еще
метр стен в первом энергоблоке первой иранской атомной
электростанции>).
Страна сильно милитаризована, хотя это очевидное следствие
недавней войны с Ираком. На улицах везде армейские патрули,
причем на лицо полная интернациональность в вооружении. В
одном патруле половина солдат может быть вооружена
американской винтовкой М-16, а другая половина - автоматами
Калашникова. Хотелось бы отметить, что армейские патрули,
впрочем, как и полиция, - больше похожи на косметическое
украшение улиц, так как они не проявляют никакого интереса к
проверке документов, ни у иностранцев, ни у сограждан. Как это
было и в Советском Союзе после победы в Великой Отечественной
войне, иранцы считаю службу в армии престижной, а к своим
военным относятся с большим уважением.
Несколько слов о самой научной конференции. Такого
феерического зрелища мне не приходилось видеть ни где. Несмотря
на то, что конференция касалась рядовых вопросов инженерной
геологии и называлась:<Во имя Аллаха: водные ресурсы в карсте>,
мероприятие проходило в огромном правительственном конференц-
зале, перед началом заседания вносились флаги стран-участниц и
звучал иранский гимн, вступительное слово-обращение к
участникам было предоставлено первому вице-президенту
Исламской Республики Иран - доктору Хабиби, а вслед к
собравшимся обратились министр энергетики и министр водных
ресурсов. Несмотря на то, что из семисот участников
присутствовало только около тридцати иностранцев, все заседания
были строго политически выдержанны. То есть, независимо от
уровня докладов, право председательствования на секциях было
предоставлено всем странам по очереди и по одному разу, а
иностранных докладчиков сменяли на кафедре иранские
специалисты.
Люди.
Наблюдая за окружающими нас людьми, мы, конечно в первую
очередь интересовались тремя вопросами: религией, вином и
женщинами. Начнем с религии.
Первые вопросы, которые незнакомые люди задают при
встрече, весьма хорошо характеризуют национальный дух или
положение в стране. Если, к примеру, в деревнях Туркменистана
ответить на вопрос <Кто Вы такие?>: <Мы спелеологи и изучаем
пещеры>, то немедленно последует вопрос: <А сколько Вам за то
платят?>. В Иране второй или третий вопрос задаваемый во многих
случаях при встрече будет: <А какого Вы вероисповедания?>. Мы
отвечали, что мы - христиане и на этом интерес собеседника
удовлетворялся. Сначала мы опасались вести дискуссии на темы
религии. Однако, спустя некоторое время убедились, что никто на
нас с кинжалом бросаться не собирается, и осмелели. Сначала, на
вопрос о вере я стал отвечать, что я атеист и в Бога не верю; а когда
удостоверился, что и это не вызывает особого интереса, то сам
пустился в расспросы. В частности, беседуя с одним из мохандезов
(Примечание: - С фарси переводится как <инженер>, и очень
быстро в нашей группе это слово стало обозначать не должность,
а определенный социальный тип людей) я заявил, что дискуссии о
религии выглядят вообще странно среди людей, имеющих
отношение к науке и постигающих тайны природы на основе
экспериментов. На это я получил ответ, который меня несколько
удивил. Мне ответили, что разумеется так оно и есть, однако,
религия это прежде всего нормы морали в обществе. <Вот у Вас и в
Европе молодожены ходят в церковь не потому, что истинно
верующие, а потому, что это национальная традиция. А у нас
женщины ходят в чадрах по этой же причине>. По-моему, очень
здравое рассуждение.
За все время пребывания в Иране я видел, пожалуй, только
одного фанатика (в нашем понимании этого слова), да и тот,
кажется, был приставлен к конференции службой безопасности и
просто не мог себя вести иначе.
Всем известно, что в Иране и некоторых других странах
мусульманского мира существует очень строгий <сухой закон>.
Алкоголь невозможно найти нигде, даже в барах пятизвездочных
отелей. Интересно то, что бары при этом вполне существуют. Со
столиками, музыкой, барменами и :. безалкогольными пивом.
Кстати, о пиве. Нация, измученная сухим законом, изобрела очень
приятный напиток по недоразумению называющийся пивом. На
самом деле, пиво местного производства напоминает одновременно
хороший деревенский квас и нечто молочнокислое, типа кавказского
айрана.
С напитками покрепче дело обстоит так. Примерно половина
наших знакомых через некоторое время сообщали по секрету, что
очень любят русскую водку, и что дома у них есть специальная
машина для <изготовления водки из винограда>. Другой раз мы
наблюдали, как в отеле местное население извлекло из помойной
корзины возле нашей комнаты пустую бутылку из под водки и
пустилось в оживленную дискуссию. Потом в нашу сторону от них
направился представитель, который поинтересовался по-английски:
<Сколько же этой водки нужно выпить, чтобы сделаться пьяным?>.
И еще один штрих к проблеме. Если Вы, находясь один на один
с персом или в компании хороших друзей, предложите выпить, то
скорее всего Ваши собеседники с интересом согласятся. Однако,
если рядом есть кто-то посторонний из местных, то последует
решительный отказ. Мы так до конца и не поняли: действует ли так
хорошо служба безопасности, или же это вездесущее влияние
общественного мнения.
Еще пример. В один из первых дней конференции к нам в
номер пришли в гости уважаемые иранские профессора. Слово за
слово и на стол была извлечена бутылка сухого вина. Но как только
вино разлили по стаканам - раздался стук в дверь. Как потом
выяснилось - сосед хотел зайти на секунду: уточнить планы на
завтрашний день. Дальше все происходило как в известных
анекдотах про любовника, когда приходит муж. Наши гости сделали
огромные глаза и в течении трех секунд скрылись с бутылкой и
стаканами в ванной комнате, погасив там свет. А потом долго не
выходили, пока окончательно не удостоверились, что все спокойно.
Теперь о дамах. Иранские женщины не носят паранджу и чадру,
однако, строгость в одежде весьма выдержана: длинные платья до
пят, черные или скромных расцветок; обязательный платок на
голове; отсутствие высоких каблуков и ярких украшений.
Разумеется, приезжающие европейские женщины должны быть
одетыми также, для чего в аэропорту висят специальные плакаты с
просьбой оказать уважение национальному костюму иранской
женщины. Дамы ездят в отделенном от мужчин салоне автобуса, на
приемах сидят за отдельным столом, учатся в школе и купаются на
огороженном пляже тоже отдельно. Если Вы спросите перса о том,
сколько у него детей, и он ответит, что двое, - то это вполне может
обозначать, что у него двое мальчиков, а девочки не учитываются.
Однако, более близкое знакомство показывает, что и здесь очень
много от внешней атрибутики, а на самом деле живут люди
попроще.
Так в разговоре со студентами выясняется, что внебрачные
отношения вполне существуют и, что у каждого есть по несколько
подруг. Так дамы, немного освоившись, могут себе позволить
пококетничать с малознакомыми мужчинами и даже позвонить в
номер гостиницы и назначить свидание, только так, чтобы никто не
видел. А когда я, возвращаясь рано утром в гостевой дом после
фотографирования видов ночного Тегерана, влез в окно (так как
дверь была на замке) и свалился прямо на спящих в комнате
мохандезов; то проснувшиеся персы спросили: <По девкам ходил?>
и понимающе заулыбались.
Разумеется, проституции в Иране нет вообще. Однако, если уж
совсем нечем заняться, то все необходимые сведения можно
получить у мальчишек-сапожников, которые постоянно ошиваются
возле дверей провинциальных гостиниц и жестами объясняются не
хуже глухонемых.
Иранские мальчишки - это вообще отдельная история. Я
абсолютно уверен, что Иран в скором будущем станет великой
футбольной державой, потому что будущее нации в детях, а все
иранские дети помешаны на футболе. Причем наблюдения сводятся
не только к виду играющих везде, где только можно, мальчишек.
Если постараться, то, даже не зная хорошо персидского языка всегда
можно найти общий язык. И знаете, какие вопросы были мне
заданы, когда я спустился пообщаться с чистильщиками обуви,
самому старшему из которых было лет 12? Меня спросили: <Играю
ли я в футбол?>, <Кого я знаю из знаменитых футболистов?>, <Будет
ли чемпионат в Москве?>. Другие темы иранскую детвору не
интересовали.
К слову говоря, за те две недели, что мы провели в Иране,
футбольный матч последнего чемпионата между Ираном и США,
где иранцы выиграли со счетом 2:1, мы посмотрели по телевизору
раза четыре. <Это для поднятия духа нации>, - видя наше удивление,
пояснил один из мохандезов.
Еще одно интересное происшествие было связано с крабами. В
ручьях иранских гор живут крабы, очень похожие на черноморских,
только пресноводные. Такие же крабы встречаются и в ручьях
Западного Копетдага в Туркмении, и я помню, как хорошо пить пиво
под чинарой у ручья, когда закуска сидит прямо возле ног. О том,
что крабов можно есть, персы даже не догадываются. Поэтому,
когда мой коллега доктор Марков изловил в ручье краба и решил
взять его с собой, чтобы потом определить вид, иранцы выразили
удивление: зачем этот краб нужен? Ответ, что доктор Марков любит
крабов и съест его на ужин, буквально поразил до глубины души
всех присутствующих. Впоследствии, характеристика <человек
поедающий крабов> стала для доктора Маркова непременным
атрибутом. К примеру, заходим мы в ресторан в сопровождении
иранца. Первое, что он делает, это бежит и сообщает официанту, что
вот перед ним человек, любящий крабов. После чего официант
обслуживает доктора Маркова так же, как служитель зоопарка
обслужил бы редкостный вид гигантского удава. Мы в свою очередь
тоже развлекались, спрашивая у людей, не знакомых с этой
историей: <Как на фарси будет правильно сказать: шашлык из краба
(кебабэ харчанг) или крабовый шашлык (харчанге кебаб)?>.
Еще о культуре питания. В персидском языке есть одно прочно
укоренившееся русское слово - это <самовар>. То, что у нас стоит в
общественных столовых и называется <титан>, в Иране называется
<самовар>. Дальнейшее выяснение проблемы привело к пониманию,
что Иран - одна из наиболее близких к нам стран по культуре чая.
То есть: кофе там пьют только отдельные гурманы, зеленый чай
найти весьма проблематично, а пьют они преимущественно горячий
черный чай с сахаром. Но на этом сходство не кончается. Как это
принято и в России, традиционная иранская семья собирается на
чаепитие, где-нибудь между обедом и ужином, разводит самовар и
употребляет чай с какими-нибудь небольшими плюшками.
Любопытно, что на фарси чай звучит точно так же как и по-русски -
<чай>.
Еще немного о культуре туалетов. Местный туалет
предназначен для оправления потребностей, сидя на корточках, а
вместо туалетной бумаги используется кувшинчик с водой, или
просто шланг с краном. В этом, конечно, ничего удивительного нет:
каждый потакает физиологии как ему удобно. Но я никогда не видел
отелей, где в двухместном номере был бы туалет с двумя
унитазами: один местный, а второй европейский.
Природа.
Иран - страна большая и достаточно разнообразная по
природным условиям. Ассоциация с государствами Средней Азии
при этом не совсем верна. Действительно, большую часть
территории восточного Ирана составляют пустыни горы с сухим
климатом, однако, главные города и население сосредоточены на
юге и на западе, где более верным будет сравнение со
Ставропольским краем. Как ни удивительно, но вид сплошной
вереницы возделанных полей в межгорных равнинах, на которых
можно увидеть комбайны или людей с классическими серпами,
наводит на мысли о том, что мы находимся где-то недалеко от
Ставрополя или Краснодара. В горах же чаще всего встречается
классический средиземноморский ландшафт с кустарниками и
коричневыми почвами, что косвенно говорит о достаточном
количестве осадков для успешного земледелия без обязательного
орошения.
Поскольку столица Ирана - Тегеран также находится в
предгорьях, там не очень жарко даже в разгар лета, а на улицах
много зелени. Грунтовые воды находятся не глубоко (примерно 3
метра) особенно в северной части города, что не первый год создает
проблемы для строительства метрополитена, зато это очень хорошо
для создания фонтанов, которых на улицах не мало.
Тегеран состоит как бы из двух частей сильно между собой
отличающихся. В северной предгорной части города - воздух чище,
больше воды и там сосредоточены престижные отели и
административные кварталы. В южной части города более пыльно и
жарко, чувствуется загазованность от большого количества машин
на улицах, и там размещаются кварталы людей более бедных.
Конечно, вода - одна из главных проблем Ирана. На
поверхности ее почти нет даже в горах. Вода проникает в толщу
горных пород и образует мощные реки в пещерах, а в нижней части
хребтов выходит на поверхность в виде быстро пересыхающих
источников с ручьями. Для снабжения поселков водой персы еще в
незапамятные времена изобрели хитроумные сооружения,
называемые у нас керизами, а в Иране - канатами. Они
представляют гидромелиоративную систему глиняных труб,
устроенных на некоторой глубине в подгорных областях, и служат
для перехвата грунтовых вод до того как они исчезнут на пустынных
равнинах. В настоящее время персы по-прежнему называют себя
великими строителями канатов, однако, предпочитают строить
насосные станции на выходах крупных пещер с реками. Карстовую
воду <пьют> все крупные города западных областей: Тегеран,
Керманшах, Хамадан, Шираз и другие. И это одна из причин,
почему свободное посещение пещер туристами в Иране невозможно
в принципе. То есть, любая пещера с водой (а таких в западном
Иране большинство) рассматривается как резервуар питьевой воды
и приобретает стратегическое значение. Вокруг входа возводится
забор из колючей проволоки, выставляется охрана с автоматами или,
в крайнем случае, сторож из местных.
Иранские пещеры обитаемы. Из разговоров с геологами
выяснилось, что периодически они наблюдают в некоторых
подземных озерах рыб и странных животных. Причем, на мою
просьбу нарисовать подземных обитателей, были изображены
странные химеры, похожие на рыб с передними лапами. Думается,
что речь идет о видах науке неизвестных, поскольку, когда я
продемонстрировал картинки с изображением протея и сирены -
земноводных, обитающих в пещерах Южной Европы - то мои
собеседники отрицательно замотали головами.
Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
CML archive browser created by Pavel Gulchouck