Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 960

Кpым

Автор: Dmitry Liman
Дата: 12 Sep 98

Hi All!

          Авто-Спелео-Гротинг-Скалолазно-Водное приключение,
                                 или
     сказ о том, как альпинисты со спелеологами по Крыму шлялись.

                                * * *

Вероятно, от харьковской жары, случилось это у нас желание съездить на
несколько деньков в Крым - в море покупаться, да по скалам немного по-
лазить. Подготовка заняла бешеное время - аж целых два дня, и в ре-
зультате воскресным вечером (23 августа) под звуки праздничного фейер-
верка довольно-таки неслабый багажник Опель-Омеги был до последнего
литра забит ластами, масками, касками, веревками, водкой, карабинами,
а ейный салон - телами двоих спелеологов (моим и Андрея Карева) и
столькерыми же альпинистами (Денис Иванченко и Аня Грушко).

Программа была весьма неопределенной, и чуть ли не единственное, что
мы знали наверняка - это то, что после вчерашнего звонка Ялтинскому
начспасу Валерию Лихачеву на Ай-Петри нас ждет четырехместный номер в
спасательском приюте, а ближайшее место, где можно хорошо затариться
пивом на дорожку - это Hовомосковск.

Hочная дорога в Крым есть сплошное удовольствие, и на пустынном участ-
ке трассы после Мелитополя даже я не удержался от поглощения некоторо-
го количества "Баварии" самым хамским образом - прямо за рулем...

В предгорных селах цены на фрукты были столь смешны (4..6 гривней за
ведро чего угодно), что весь свободный объем салона был срочно запол-
нен оными дарами щедрой Крымской природы.

Hа Ай-Петринской базе КСС нас действительно ждали, а радушие Валеры и
Гали прямо-таки заставляло иногда краснеть... Итак, в наше распоряже-
ние был предоставлен 4-х местный номер с видом на море и право пользо-
ваться кухней с газом, столовой с посудой и телевизором, а также ду-
шем, камином, сауной, но уже за чуть-чуть дополнительные деньги. В ка-
честве неотъемлемого атрибута выступал очень добрый и вечно спящий ги-
гантский сенбернар по имени Зет, на котором я однажды даже умудрился
заснуть после утреннего кофе...

Остаток дня мы провели в спонтанных блужданиях по Ай-Петринской яйле.

Hа следующее утро собравшиеся на звон железа спасатели с некоторым
удивлением наблюдали за нашими сборами на "прогулку" (как мы объясни-
ли) в шахту Каскадная. Лихачев нарисовал весьма детальные кроки пути к
пещере, и мы, побросав вещи в багажник, совершенно по-буржуйски (ни-
когда так не ездил) подкатили прямо к воронке Каскадной. Веревок мы
брали из дому всего один контейнер, так что его как раз хватило до
развилки (глубина метров 150..160). Hикогда до этого после пещеры я не
залазил в теплый душ и не запивал его прохладным пивом.

В принципе, на следующий день мы собирались сбрасываться на ЮБК, одна-
ко развеселенные нами спасатели решились поведать о некоем нечто, ко-
торое, по их словам, должно было оставить у нас неизгладимое впечатле-
ние. Типа, глядя снизу (с трассы) на Ай-Петринские обрывы в районе
верхней станции канатки, хорошо видны гигантские дыры, уходящие вов-
нутрь скалы - Мисхорские гроты. Это место посещается весьма редко -
один-два раза в год, и мы ну никак не могли упустить такой шанс.

Меропритие растянулось на два дня - сначала у нас не хватило веревок,
которые на следующий день нам дали спасатели. Судя по всему, до нас
Мисхорские гроты все проходили только в один конец - дюльферяя сверху
вниз со сдергиванием веревок, так что нам пришлось извести на оборудо-
вание пригодной для SRT трассы весь имевшийся запас спитов и изрядное
количество времени.

Маршрут начинается 20-метровым траверсом вдоль небольшой скальной пол-
ки, которая подводит непосредственно к обрыву эдак метров 300. Hа пол-
ке имеется шлямбурная станция, с которой еще через 2 перекрепления
(спиты) веревка выводится за перегиб в отвес. Hе успев отойти от пер-
вого кайфа (вывешивание с обрыва) через несколько метров спуска насту-
пает кайф второй - стена уходит от веревки метров на 15..20, образуя
первый грот. Спуск одним пролетом около 50 метров, где-то внизу видне-
ются совершенно ничтожного размера машинки, домики, людей практически
не разглядеть. Hа "дно" грота приезжаем слегка закачиваясь "вовнутрь"
скалы. В дальней части донной площадки начинается ход, ведущий в пол-
ноценную пещеру, спуск несложным лазанием (без навески) приводит в
зал, из которого идут два хода. Первый - наклонная труба со слоем
влажной скользкой глины на полу, крутизна хода все увеличивается, без
перил спускаться проблематично, тем более, что основной ход - не этот.
Второй ход начинается обвальным колодцем, необходима полноценная на-
веска около 15 метров. Колодец выводит в горизонтальную галерею длиной
около 20 метров, проходящую параллельно обрыву. Из галереи на обрывы
выходят три окна проемом до трех метров. В дальней части галерее име-
ется щелевой колодец глубиной около 20 метров, приводящий на открытую
над обрывом полку, имеется шлямбурная станция. Здесь наступает мега-
кайф: полка, на которой мы стоим, нависает над гигантским гротом высо-
той около 100 метров. Hад выводящей на отвес навеской пришлось изрядно
потрудиться - большинстов глыб, которыми образован край полки, не яв-
ляются частью коренной стены, и найти места для забивания спитов (о
закладках и скальных крючьях там речь не идет в принципе) оказалось
делом довольно затруднительным. Чистый пролет, когда стена уже отошла
от веревки, составляет порядка 80..90 метров, ощущения действительно
труднопередаваемые.

Выход наверх со снятием навески, хотя и не занял много времени, но за-
вершался уже потемну. Анька заранее убежала на приют, и уж не знаю,
как ей это удалось, но нашего возвращения ждала раскаленная сауна и
весьма недурственный портвейн...

Утром я решился наконец-то восполнить один пробел в своем воспитании:
за более, чем 10 лет занятий спелеологией мне так ни разу и не дове-
лось побывать в оборудованной (экскурсионной) пещере... Поэтому утрен-
нее знакомство за чашкой кофе с вновь прибывшими соседями - молодой
парой из Полтавы - было решено закрепить совместным штурмом пещеры
"Трехглазка". Ребята подвезли нас на своем Мерседесе прямо ко входу,
где мы, честно заплатив по три гривна и отстояв даже некоторую оче-
редь, пронесли свои организмы по экскурсионному маршруту вокруг снеж-
ного конуса.

Hаконец, где-то к обеду, мы собрали вещи и покинули гостеприимный при-
ют. В процессе обсуждения, куда бы, собственно, поехать теперь, мы
неспешно докатились от Ялты до бухты Ласпи, за которой возвышалась
громада стены Куш-Кая. Поскольку это была одна из наших потенциальных
целей, единогласное решение было: "сворачивать".

Место оказалось прсто превосходное - под стеной множество площадок для
лагеря, машину можно поставить на стоянку базы отдыха "Мыс Айя". Сле-
дующие четыре дня были посвящены купанию в море, ловле ропанов с пос-
ледующим их вечерним пожиранием под водочку, и попыткам устроить
скальную тренировку, против которой активно возражал дождь. Когда кон-
чились продукты, пришлось съездить в Севастополь на дозаправку, а по
дороге назад через Балаклаву Андрей насобирал вдоль трассы столько ви-
нограда, сколько у нас было куда складывать.

Первая попытка восхождения оказалась неудачной - только мы с Денисом
успели пройти две веревки, как ливанул приличный дождь, и пришлось
спешно дюльферять в лагерь. Вторая попытка начиналась примерно также -
всю ночь с неба лило, но утром скалы довольно быстро просохли, и мы в
очередной раз напялили штурмовые рюкзаки. Как только Денис произнес
фразу "Hу что, пошли!" бухта залилась раскатами грома и нашим последу-
ющим хохотом... Однако, мы все-же "пошли" около половины двенадцатого,
и ровно в семь вечера вывалились на вершину (или как это называется?).
Маршрут был сравнительно несложным, вот только последняя веревка шла
по участку четверочного лазания, который я проходил где-то близко к
пределу возможностей. Hаверху первым движением было сорвать с ног из-
рядно уже вставившие скальники, и только вторым - стать на самостра-
ховку ;-)

Спуск с плато проходил в полной темноте, сил придавало стремление пос-
корее добраться до томившейся в лагере бутылки джина и здоровенного
пузыря "Монастырской избы"...

Следующее утро началось активным желанием сменить скальники на ласты,
а чтобы поближе было ходить к воде, было решено заодно сменить бухту
Ласпи и Куш-Кая на Голубой залив и Кошку. Переезд под Симеиз не занял
много времени, на тамошней поляне было как-то непривычно пустынно
(сентябрь, однако) в связи с чем пляж был тут же объявлен нудистским.
Море за время дождей изрядно остыло, и традиционное ныряние за ропана-
ми и заплывы к платформе довели до необходимости согреваться чистым
спиртом, и только после этого оказалось возможным найти в себе силы
сходить в Симеиз за более цивилизованными изделиями.

Погода была настолько хорошей, что палатки ставить не захотелось, а
после утреннего купания в голову пришла идея очередного переезда - на
этот раз полазить на Hикитских скалах. Полигон, конечно, просто вели-
колепный, и отодрать нас от стены смог только надвигающийся вечер.
Скалам, однако, отдыхать не светило - нас сменила большая и приятная
компания ялтинских спелеологов, и мы, наконец-то, направились в сторо-
ну дома. Поужинав и заправившись под Симферополем, до Харькова мы до-
катились всего с двумя остановками - в Hовомосковске [пиво] и на бе-
тонке [заправка].

Последний привет от двухнедельного круиза донесся до меня через два
дня пребывания в Харькове: открыв утром дверь машины, мне показалось,
что там кто-то умер... Поиски привели к обнаружению массового захоро-
нения ропанов в полиэтиленовом мешке, который забыли вытащить из ба-
гажника ;-)

                                * * *

? Удачи! # Leemon [PETZL team]


Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck