Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 7360

Полугрейпвайн.

Автор: Дегтярев Александр
Дата: 15 May 2005

ДА> Да потому, что у нее был короткий кусок веревки. Сперва она завязала
ДА> две восьмерки, ус оказался слишком короток. А полугрейпвайн
ДА> требует меньше веревки. Она его и завязала. Кончик был короткий,
ДА> следовательно, затянуть его она не могла. Вы же сами пишете, у нее
ДА> были проблемы с перестежкой. Ус был все равно короткий, она, стоя
ДА> на
ДА> педали, не могла его выстегнуть.

>Если бы она стояла на педали, то было бы зависание, а не падение.
>IMHO, падение было результатом того, что ус как раз был длинным и
>возникли проблеммы с выстегиванием каталки из короткого карема.

    Я тут посидел, повязал узелки и кое-какие для себя сделал открытия. Взял кусочек веревки и завязал на нем сперва обычную восьмерку, а потом на нем же полугрейпвайн. И затянул его на дельту. Знаете сколько он экономит веревки? Только со стула не падайте. Он экономит 50 см! Можете проверить. То есть, она взяла короткий кусок, из которого нормальный ус с восьмерками заведомо не сделаешь, завязала полугрейпвайн и могла получить слишком длинный ус. Скорее всего он был чуть больше нормы. Тут В. Сухачев, видимо, прав. Но и не слишком длинный, она же с ним уже третью пещеру проходила и он ей не мешал.
    А как мы вяжем грейпвайн? Не задумывались? Мы его затягиваем трижды. Сперва мы вяжем первый "кулачок" и затягивает его за маленький и большой концы. Потом так же второй кулачок. Потом тянем за длинные концы и этим сдвигаем кулачки друг к другу.
А теперь попробуйте не затягивать кулачки, а сразу их сдвинуть. Получается нечто страшное, но кулачки остаются незатянутыми. Нам важен вывод: кулачки друг друга не затягивают. Многие этого не сознают. Теперь полугрейпвайн. Затягивается дважды. Сперва кулачок, потом затягивается сама удавка. И точно так же: если кулачок специально не затянуть, то он сам себя не затянет. И это была первая роковая ошибка девушки. У нее создалась иллюзия, что узел затянут или затянется сам собой под нагрузкой, как восьмерка затягивается.
    Откровение третье. Я попробовал плохо затянуть кулачок и начал затягивать удавку, чтобы карабин начал втягиваться внутрь кулачка. Результат меня поразил. Карабин раздвигает первый виток, после чего второй виток намертво прижимает кончик к карабину. Я советую это попробовать самим, объяснять на словах невозможно. Но вывод тот, что если у полугрейпвайна кончик в ширину ладони, то он не может развязаться ни при каких обстоятельствах.
   Итого, можно считать установленной причину развязывания узла: короткий кончик + плохо затянутый кулачок. А причина вязания этого узла - короткий кусок веревки для уса.
   Рассуждаем дальше. Почему она осталась на одной точке страховки?
Предполагать, что она всегда так перестегивалась нелепо. После четырех лет занятия спелеологией? Нет, эта перестежка чем-то принципиально отличалась от остальных.
Узел развязывается раз в сто лет. Повисла она на одной точке на какие-то секунды, да и делала это может первый (и последний) раз в жизни. Согласитесь, надо быть чертовски невезучим человеком, чтобы эти два столь редкие события совпали. Я в такие совпадения не верю. В данном случае одно было следствием другого. Точнее: развязывание узла было следствием потери страховки. Предполагаю, что узел развязался от небольшого динамического удара.
 
 А.Леонов пишет:
>Осмотр места происшествия и снаряжения погибшей: обвязка и
>полукруглый рапид целые, страховочный ус отсутствует; ФСУ
>"STOP" открыто и погнуто, по-видимому, от удара о камни при
>падении, в рапид кроме ФСУ на карабине, был встегнут "Крол"
>и "Жумар" на усе. На карабине навески висит страховочный ус
>Татьяны Б. с карабином, прикрепленным узлом
>"проводник-восьмерка". Муфты карабинов закрыты.

   Погнутая каталка. От удара о камень? Ну, это крайне маловероятно. Как гнутся каталки давно известно. Когда их пытаются выстегнуть из полунагруженного состояния. Открыли - дали снова нагрузку - веревка зацепляется за выступ подвижной планки - человек своим весом выгинает планку (рычаг-то какой!).
   Каталка погнулась о веревку. Пусть ее друзья напишут, как именно погнута каталка. Если нижняя часть откидной планки отогнута наружу - то это именно данная ситуация. Следовательно, каталка в момент падения была в кареме в полуоткрытом состоянии.

Леонов пишет:
>Голосовая связь между участниками группы была,
>участник, спустившийся в К20 ранее, показал, что Татьяна
>испытывала затруднения при перестежке и не смогла с первого
>раза заправить веревку в ФСУ.

  Заправляется каталка без проблем, а вот выстегивается - не всегда. Человек стоял внизу и мог понять, что какие-то проблемы с каталкой.
  Карем был слишком короткий, а ус слишком длинный! Она въехала каталкой в нижнюю точку карема, при этом ус либо не нагрузился совсем, либо нагрузился частично. Что она делает дальше? То же, что сделал бы любой из нас. Она встегивает жумар под узел и пытается выстегнуть каталку. У нее это не получается. То ли педаль длинновата, то ли восьмерка на перестежке слишком длинная, то ли веревка полустатическая и тянет каталку вверх. Наконец, ей удается открыть каталку, но снять ее с веревки она не может.
 Пока ей ничего не угрожает, жумар встегнут.

 VSU (Сухачев?) пишет:
 >Место перестежки таково, что вроде как и стены рядом, но крюк вбит на краю
 >карниза
 >- т.е. полный вис. Встать в неудобный широкий распор можно, причем при этом
 >поднимаешся к крючьям .

   После очередной попытки каталка зацепляется за веревку и начинает выгибаться. Теперь уже она пытается спасти каталку от выгибания и делает вторую роковую ошибку. Чтобы спасти каталку, ей надо приподняться. У нее остается неиспользованным только кроль. Но его она может встегнуть только ниже жумара. Для приподнимания этого не нужно. Да и на веревке и так три предмета, встегивать четвертый ей не приходит в голову. Она пытается встать в распор и это ей на какое-то время удается. И вот главная ошибка. Она чувствует, что стоит неустойчиво и пытается перенести жумар на верхнюю ветвь веревки, чтобы зафиксировать себя от падения из распора. Она выстегивает жумар и в этот момент падает из распора. Каталка срывается с веревки и она с жумаром в руке падает на ус. От удара ус окончательно развязывается. Все. Падение и смерть.
 Вот вам предположительная картина происшедшего. Чтобы сказать совсем точно нужны дополнительные сведения. Если ее друзья читают рассылку, пусть дадут ответы на следующие вопросы.
 1.Каков провис веревки выше перестежки?
2.Какая веревка висела. Не полудинамика ли случайно?
3. Был ли карем коротким?
4. Была ли петля восьмерки на навеске вытянутой?
5.Как именно была погнута каталка?
6.Какого роста была погибшая?
7. Попробуйте завязать ее ус на дельту полугрейпвайном с кончиком 1 см. Какова его длина до конца восьмерки?
8.Пусть кто-нибудь ее роста оденет ее снаряжение. Нормальная ли педель? Не велика ли?
9.Не был ли жумар открыт после падения?
10.Может ли человек ее роста устойчиво стоять в распоре на той перестежке?
11.Был ли у нее после падения в руках жумар?
                                                                                                           А.Д.



Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck