Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 5014

Re: Экспедиция "Аладаглар-2003"

Автор: Alexander Klimchouk
Дата: 18 Aug 2003

Cпасибо Андрею Нору за теплые слова по поводу итогов экспедиции
"Аладаглар". Это всегда приятно, особенно когда повод действительно
заслуживающий. Дело, конечно, не в глубине, пока скромной, а в
реальности прорыва в большую и даст Бог - глубокую систему в ранее
малоосвоенной спелеологами среде.

N> Парни (и девчонки)! Я балдею, фонарею и пожалуй, даже охреневаю от
N> ваших побед! Вы очень большие молодцы - вы знаете об этом? Похоже, вы
N> это сделали, вы пробились в систему, через все эти привходовые пробки,
N> через все эти многочисленные организационные проблемы столь серьезного
N> Большого Проекта!

Это приятно прочитать тем замечательным ребятам, которые второй,
а некоторые - третий год упорно искали/рубились на Аладагларе,
не смущаясь отсутствием немедленных звонких результатов и малоприкрытым
скепсисом некоторых знакомых спелеологов.

Но в фанфары трубить подождем, поскольку раскрытый потенциал еще надо
реализовать в полной мере, а это потребует еще пара-тройка лет. Но
теперь хоть наглядно ясно за что боролись.

N> Особые поздравления - семье Климчуков, отчего-то мне особенно приятно
N> наблюдать эту преемственность и "семейный подряд". Александр Борисович
N> - это круто!

К сожалению, не все столь гладко в "датском королевстве".
От преемственности и семейного подряда я вынужден откреститься.
Если имеется ввиду Олег Климчук, то к делам его и пресловутой команды
Кейвекс в последние годы я не имею никакого отношения. Более того, многое
из того ЧТО и КАК они делают в последние три года я на дух не принимаю
и открыто (хотя пока не очень громко...) осуждаю. Многие об этом знают,
а кто не знает - прошу меня с деятельностью Кейвекса не ассоциировать.
Хотя я и был причастен к рождению этой команды, но тогда она мыслилась
другой. Их мотивация в спелеологии и методы деятельности изменились
и стали для меня абсолютно неприемлемыми, ввиду чего я полностью
разошелся с этой командой два года назад.

N> Не силен в географии;-) и не знаю - а есть ли еще где в мире столь
N> глубокие пещеры с таким высоким входом? ХОчется, чтобы не было - и
N> тогда это тоже мировой рекорд, для тех кто их любит (а есть такие, кто
N> их не любит, если быть честным?).

Трудно сказать это определенно по пещерам глубиной 400-500 м - их
много, а перечни редко дают высоты входов. Хотя - вполне вероятно.
Насколько я знаю, километровых пещер со входами выше 2600 нет,
но это тоже надо проверить.

N> Одновременно очень толково продолжает разрабатываться тема
N> спонсорства, нисколько у нас не раскрученная, но совершенно
N> необходимая для таких серьезных проектов.

Вот этот комплимент незаслуженный. А тема - скользкая. Не могу
сказать, что мы не пытались привлечь спонсоров, но не преуспели.
По этой экспедиции реальным спонсором был лишь Александр Козлов
(Крымский "Оникс-Тур"), но это - из своих, тех кому важен
спелеологический результат, а не газетная шумиха и коммерческая
отдача. Правда, нам очень серьезно все годы помогают турки, но это
скорее не спонсорство, а партнерство на почве совместного научного
интереса.

Проблема спонсорства в наших постсоветских странах (хотя не только в
них!) имеет опасные подводные камни. Если не считать потенциально
возможных особых случаев богатого друга/знакомого/родственника,
существенное спонсорство требует "раскрутки" любой ценой и коммерческой
(пиаровской) отдачи. Для обеспечения того и другого получатели
помощи вынуждены пускаться во все тяжкие - разборчивость в методах
раскрутки и морально-этические соображения в постсоветских обществах
не в моде. Это проникает и в спелеологическую среду.

Другой аспект проблемы в том, что наиболее реальные спонсоры -
производители outdoor-снаряжения и одежды, - это мощная индустрия.
Которая культивирует экстрим-спорты, не только и не столько как
спортивные виды, сколько как молодежную субкультуру со своей
идеологией, мировоззрением, стилем поведения и жизни.
И наиболее рьяные искатели спонсорства от спелеологии (особенно те,
кто решает сделать околопещерную активность средством
к существованию) почти неизбежно выбирают самый простой путь
- оказываются апологетами экстрима. Раскручивают пещерную тематику
среди экстремалов, тем самым делая пещеры сферой интересов
(специфических!) этой тусовки, и прививают экстремальную идеологию
в среду спелеологов. И за спонсорство или прямой заработок готовы
делать в пещерах все что заказано - от организации парашютных прыжков
главного российского экстремала в мексиканский Голондринас, до участия
в создании имиджевого ролика нового ниссановского джипа X-Trail
в Америке, ареной демонстрации крутизны которого рекламисты компании
избрали пещеры...

Я не против экстрима как явления вообще (не имею ни права, ни
возможности быть против), но меня очень тревожит уже происходящий
процесс его проникновения (как идеологии и образа действий и мышления,
в основе которых интересы пещер и близко не стоят) в спелеологию.
Эта зараза похлеще и поопаснее пресловутого спелеотуризма 80-х годов.
Потому как в основе - коммерческие интересы целой индустрии
и неразборчивость (спонсорство, ведь!) отдельных видных спелеологов.
Которые делают эти коммерческие интересы своими. Большинство из таких
людей, кстати становятся дилерами outdoor-снаряжения, а команды такого
пошиба становятся торговыми домами. Опять же, это не плохо само по себе
(надо же где-то снаряжение покупать!); - плохо когда такие дилеры
становятся идеологами и лидерами спелеодвижения. И объективно -
им нужна опять та-же массовость, легко достигаемая именно на волнах
экстрим-тусовки (шоу, пиво, восторженные девочки и т.п.). А нужна ли
она пещерам? - это мы уже проходили...

Что-же, вообще не искать спонсоров? В идеале - обходится без них!
Но в реальной жизни, в которой далеко не все достаточно зарабатывают
чтобы спокойно обеспечить себе хобби за свой счет - искать, конечно.
Но лучше (хотя ой, насколько труднее!) искать их на исследовательской
(первопроходческой) теме. Не забывать, ради чего идут в пещеры
СПЕЛЕОЛОГИ. И какой имидж спелеологии и пещер мы создаем
во "внешнем" обществе, отрабатывая это самое спонсорство.

И самое главное - не пренебрегать формированием и поддержанием на
должном уровне ИДЕОЛОГИИ СПЕЛЕОЛОГИИ. В основе которой должно быть
понимание того, что ущерб, который мы приносим пещерам своим
вторжением (в том числе открывая путь другим), должен во-первых,
минимизироваться всеми возможными способами, а во-вторых - всегда
оправдываться первопрохождением и добыванием нового знания
(документацией). Все остальные мотивы активности в пещерах
(имею в виду спелеосреду; остальное нам далеко не всегда подвластно)
должны быть под жестким "контролем" сообщества НАСТОЯЩИХ СПЕЛЕОЛОГОВ,
которые руководствуются именно такой идеологией.

Я к тому, что идеологию спелеологии должны формировать спелеологи,
а не спонсоры, экстремалы, байкеры, туристы, производители и дилеры
снаряжения, добытчики поделочных камней и минеральных сувениров.

Вот такие соображения, навеянные вопросом о спонсорстве. Вообще-то их
созрело гораздо больше, но - не хочу "перегрузить" рассылку. И вообще
- это отдельная большая тема, до которой когда-нибудь доберусь.

N> И когда же будет продолжение?

В следующем году, в июле.

С наилучшими пожеланиями всем,

--А.Климчук



Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck