Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 2995

Re: Об автомобильных лампочках

Автор: Andrew Markow
Дата: 26 Dec 2001



Nikolay Chebotarev wrote:

> Нужен газоразрядный свет. Желательно, подводный.
> Это свет по яркости - гораздо ярче галогенного, а по экономичности - ну,
> очень хорош.
> От автомобиля такой стоит сотни долларов (один из вариантов - снять с битого
> мерседеса,
> мне еще ни один не попался), фирменный подводный - порядка 1000$.

Наконец, разобрался, что ты имел в виду. Это ксенон-металлогалидные
газоразрядные лампы с короткой дугой. В Европе их ставят в автомобильные фары
уже года 3, в США появились только в нонешнем году. Генетически произошли из
ламп для освещения стадионов и поэтому очень маленькими пока не бывают. При
работе нагреваются до 800 градусов. Давление ксенона внутри -- несколько
атмосфер, при работе за счет испарения присутствующей ртути повышается до 30.

> Насколько я смог выяснить: он обычно поджигается 110в, а потом светит от 12в
> и очень ярко.

Любой газоразрядной лампе для поджига требуется не меньше нескольких киловольт.
В данном случае необходимо не менее 14 кВ, для надежности используют порядка 20.

> Лет 30 назад преобразователи напряжения 4->110в стоили 10руб (для вспышки) и
> помещались в крышечке для плоской батарейки. Мы их вместо Молнии в пещеры
> брали.

Лампы очень капризные в отношении проходящего через них тока и специалисты
категорически не рекомендуют (например, http://www.misty.com/people/don/d2.html
) использовать самодельные балластные устройства. Половина моделей выпускается с
намертво приделанным балластом, преобразователем (от постоянного тока не
работают) и поджигом. К другим все покупается отдельно. Стоит все это
безобразие, действительно, от 250$ (только лампочка) до 1000$.

> Лампочки газоразрядные на 200-300вт стоит порядка 300р на Митинском.

Это явно было что-то другое: или ртутная лампа, или люминесцентная, или
натриевая высокого давления.

> И они
> очень большие -
> около 10см в длину.

Эти тоже не очень короткие. Те, которые с встроенным балластом, -- 85 мм, а без
него 80. Причем светит у них только сама дуга длиной 4-5 миллиметров,
находящаяся посередине колбы. Поэтому устанавливают их поперек фары.

> Хочется лампочку маленькую и 30-100 вт.

Обычная для таких лампочек мощность -- 35 Вт (включая все потери на баллаасте и
преобразователе) при световом потоке 3200 лм (или 2800, если торец закрашен,
чтобы светила равномернее). Светоотдача получается около 90 лм/Вт, что очень
хорошо, особенно в сравнении:

Обычные лампы накаливания -- от 5 (фонарные) до 20 (сетевые)

Галогенки фонарные -- 12-20 (2-4 Вт), про большие мптериалов под рукой нет.

Сверхъяркие светодиоды -- до 8-20 в зависимости от длины волны.

Миниатюрные люминесцентные -- 25-63 (3-23 Вт)

Металлогалидные с короткой дугой без ксенона -- 70

Натриевые высокого давления -- 85

Натриевые низкого давления -- 100

Теоретический предел для белого света -- 242,5

Теоретический предел для желто-зеленого света -- 681.

С приветом -- Андрей Марков.

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck