Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
Cavers Mailing List № 249
Трактат об экологии пещер
Автор: Grigori M. Sigalov
Дата: 9 Feb 1996
Привет всем!
Настоящий трактат сочинен Владимиром Мальцевым и с его согласия направляется
в рассылку для обсуждения. Все мнения и отзывы просьба адресовать в рассылку,
если уместно, или автору.
------------------------------------------------------
ПРЕАМБУЛА
Пожалуй, на написание данного трактата меня сподвигло
прочтение разосланного по всему миру черновика "Guidelines for
caves and karst protection" ("Методических рекомендаций по
охране пещер и карстовых объектов"), подготовленного CNPPA и
IUCN. Уже отправив им свой комментарии (резко отрицательный),
я понял, что идеи, сформулированные в этом комментарии, могут
иметь определенный самостоятельный интерес. В этом меня
убедило даже скорее не то, что вышеуказанный текст выдержан
строго в отечественной манере времен развитого социализма
(отвлеченные безадресные рекомендации, рассчитанные на
появление могучего доброго дяди-менеджера), а то, что в
полученном ответе Филиппа Акселла содержится указание, что и
от ряда ведущих импортных спелеоэкологистов (напр.
Бакаловича), поступили комментарии с очень близкими идеями. То
есть, на то похоже, что постепенно идет созревание новой
концепции охраны пещер. И, честно говоря, тщусь надеждой, что
сия новая концепция, некоторые тезисы которой приводятся ниже,
может быть использована как основа экологической политики
создаваемой ассоциации.
------------------------------------------------------
ТЕЗИСЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Понятие "охрана пещер" само по себе может быть определено
только адресно, то есть через ответ на следующие вопросы:
1) От кого охранять? (или - от кого происходит угроза?)
1-а) Какие именно угрозы реальны?
2) Кому охранять?
2-а) Кто может угрозу увидеть?
2-б) Кто может угрозу оценить?
2-в) Кто может спланировать меры?
2-г) Кто может принять меры?
3) Для кого сохранять?
Ответы на данные вопросы тривиальны (кроме вопроса 1-а). И, в
полном согласии с парадоксальностью такого объекта как пещеры
- все эти вопросы имеют один и тот же ответ. Это - все те,
кто имеет отношение к пещерам, а именно - правительства,
землевладельцы, предприниматели, спелеологи-ученые, просто
спелеологи, туристы.
При таком совпадении ответов на столь полярные вопросы,
понятно, что говорить о какой-либо стратегии охраны пещер,
основанной на консолидации усилий перечисленных сторон, просто
нереально. Зато очень реально говорить о "конструктивном
противостоянии". И, что любопытнее всего, эффективность
стратегической политики, спланированной с учетом подобного
противостояния, может быть весьма велика.
Действительно, если осознать естественность ситуации, то
естественной становится и концепция, при которой тактика
охранных мер по любой конкретной пещере сводится к:
1) Пониманию, как какая из категорий лиц и организаций
может спрогнозировать угрозу, а также вычислить, какие из
прочих категорий являются носителями данной угрозы;
2) Пониманию, какие меры какая категория может принять
для:
а) полного отвода угрозы заданного типа с заданным
носителем;
б) временного отвода угрозы.
При этом самоочевидна равноправность мер, которые могут
быть приняты от уровня государственного до уровня
персонального (естественно, в среднем - в каждом локальном
случае все индивидуально). К примеру, в случае нахождения
уникальной пещеры в густонаселенном районе, разумное
нераспространение информации первооткрывателем до решения
вопросов с дальнейшей охраной, может оказаться гораздо важнее
всех последующих мер.
Не менее самоочевидной является и стратегическая
политика, которую, исходя из данной концепции, должна
проводить любая крупномасштабная общественная организация
спелеологов:
1) Признавать все вышеозначенные категории лиц и
организаций как равноправные в обоих смыслах - и как носителей
угроз, и как силы, противостоящий им.
2) В равной степени пропагандировать группы методов
распознавания угроз и противодействия им, ориентированные на
каждую из вышеозначенных категорий лиц и организаций.
3) Оказывать в каждом конкретном случае методическую
помощь той стороне, которая в данном случае может отвести
максимум угроз.
4) При этом прилагать максимально возможные усилия на
удержание локальности возникающих конфликтных ситуаций.
5) И не упускать из виду, что итоговая цель охраны пещер
- сохранение их все для тех же категорий лиц и организаций,
причем по возможности - для всех одновременно.
6) В свете этого переосмыслить понятие "охраняемой
пещеры", которая совсем не обязательно должна быть
государственно-охраняемой - есть масса других вариантов, и
оптимальный всегда индивидуален.
------------------------------------------------------
Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
CML archive browser created by Pavel Gulchouck