Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
Cavers Mailing List № 17206
ГДЕ МЫ И ГДЕ ЮНЕСКО…
Автор: Дмитрий Петрович
Дата: 13 Sep 2018
ГДЕ МЫ И ГДЕ ЮНЕСКО…
Мнение со стороны и мысли по поводу
12.09.2018 по инициативе Тернопольской облрады и Держэкологии состоялось совещание посвященное развитию туризма в регионе.
По факту и по заранее (уже!!!) подготовленным к подписанию и утверждению всеми приглашенными документам, оно свелось к вопросу подачи пещер в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В идеале – проект как бы нормальный и перспективный.
Но, как и у всякой медали, и тут есть две стороны: радужная (о которой пели песни на совещании его инициаторы) и весьма туманная (о которой они слушать не хотели).
Остановимся на последней.
Сразу возникают очевидные и кардинальные вопросы. Которые требуют четкого и внятного ответа, прежде чем нам всем вступать в эти чиновничьи игрища с ЮНЕСКО.
Вот несколько из них.
1. Что все это (в случае реализации проекта) даст чиновникам от власти и деятелям от науки – понятно. В голубой перспективе, на горизонте, - престиж, лейбл ЮНЕСКО, реклама, толпы туристов, звания и награды чиновником, галочки в их отчетах, денежный дождь и прочие воображаемые прелести. Правда, если это случиться…
А что это даст самим пещерам и спелеологам, которые собственно создали это спелеопространство? Кроме проблем и головной боли?. Запретов и существенных ограничений?
Кто-то сомневается, что до них никакое финансирование не докатиться? Ни от Юнеско ни, тем более, от государства (бедного как церковная мышь)?
Опыт показывает, что Озерка и Опти уже 40 лет имеют статус памятника природы Украины. Но что это реально дало? На практике - абсолютно НИЧЕГО!. Если бы этими пещерами на протяжении 50-и лет постоянно не занимались конкретные спелеоклубы и люди – спелеологи. Так будет и здесь.
Но это я забежал далеко вперед. Сейчас до финансирования и отношений с ЮНЕСКО – «як до неба рачки»! Все не так просто и быстро! Хоп! И мы, «такі файні», вже в ЮНЕСКО! А як же ж...!
2. Начнем с начала, с формирования, подачи заявки в обязательный предварительный список ЮНЕСКО.
Только эта процедура, по документам самой Юнеско занимает от 2-х лет и более. Реально, судя по опыту других, от 3-х до 5ти лет. Причем – без гарантированного успешного результата.
На весь этот срок прохождения процедуры включения в предварительный список необходимо финансирование. И немалое: зарплата, командировки, материальное обеспечение, делегации, конгрессы, консультации, и прочая, прочая. По самым скромным подсчетам: 1,0-2,0млн грн в год. Причем это финансирование должно быть расписано и гарантировано на те самые 5-7 лет. Сегодня это актуально и реально?! Ответ очевиден.
Вот выжимка правил ЮНЕСКО:
"В год в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включается 2–3 объекта, и попасть туда сложно. Надо обладать исключительными качествами эстетической или геологической ценности, биоразнообразия или эволюционных, экологических процессов. Достаточно соответствовать хотя бы одному этому критерию, чтобы попасть в Список. Кроме того, учитывается целостность территории, то есть её природная первозданность, охрана, штат, финансирование."
3. О реальных сроках - пример: российские пещеры Кунгурская и Ордынская находятся в этом списке еще с 2904(!) года : А воз и ныне там.
http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf
http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf
Не останавливаясь на множестве причин этого, отметим только одну. Чиновники из российского министерства отказали в поддержке (а государственная поддержка – обязательна!!!). И видимо, они это сделали далеко не по глупости. А потому, что четко сознали всю ответственность государства и своим креслом за состояние объекта, попавшего в ЮНЕСКО. А оно им надо?
А вот наши чиновники, этого не осознали. Видать не очень внимательно читали Конвенцию Юнеско и ее жесткие требования.
4. Кстати о гарантиях.
Юнеско прямо требует гарантий именно государства: финансовых, законодательных, организационных, охранных и прочая… Причем не только на период рассмотрения заявки, но на весь последующий период (бесконечный) нахождения объекта в списке наследия ЮНЕСКО.
Кто-то что-то в этой стране может гарантировать и планировать «на завтра» ? А на 5-7 лет? Что из этих гарантий сейчас есть?
Получиться, как спичка – сейчас ярко вспыхнуть и через минуту погаснуть. Причем, навсегда. Потому, что один раз отклоненная заявка больше к рассмотрению не принимается.
Про необходимость специального спелеологического законодательства даже уже неудобно лишний раз напоминать… А ведь в имеющихся законах Украины "Про охорону навколишнього природного середовища", "Про природно-заповідний фонд України" термины «пещера» и «спелеология» абсолютно отсутствуют .
И с этим пустым багажом мы пихаемся в ЮНЕСКО?! Чтобы в очередной раз получить по носу? Только потому, что чиновникам от науки нужно финансирование и галочка в отчетах?
5. Сразу возникает еще комплекс непростых, но очевидных вопросов. Вот, на вскидку, несколько из них:
В чьих интересах проект?
Где письменно изложены его основные концепции и обоснования?
Какова конечная цель данного проекта?
Каковы будут последствия для спелеологов?
Кто и за какое средства будет выполнять условия и требования ЮНЕСКО?
Кто будет выступать репрезентантом (представителем, офиц. лицом) пещер в Юнеско? НПП «ДК»? Держекология? Спелеоклубы?
Кто будет реципиентом (получателем) финансирования от ЮНЕСКО?
Кто и как будет распределять финансирование? На какой правовой основе и условиях?
Какова реальная ответственность и обязательность чиновника в этом случае? Через выкручивания рук спелеоклубам?
Не договорившись и не решив этих вопросов на самом начальном этапе нечего и огород городить. Результат в таких случаях всегда плачевный. А простые обещания «Верьте нам. Мы вам все дадим, но - потом! Только согласитесь сейчас!» не стоят и выеденного яйца.
А судя по материалам совещания и выступлениям его инициаторов, они не только не имели ответов на них, но, похоже, даже не задумывались над ними.
6. Насильственное, поспешное прямое перенесение западного опыта в наши услови,я без его адаптации еще ни разу не дало хорошие всходы. А зачастую давало прямо противоположные результаты. Так будет и в этом случае.
Надо учитывать реальное состояние финансирования спелеологической и природоохранной деятельности, слабое и неразвитое специальное законодательство, все еще «дикий» капитализм, рейдерство и прихватизацию на местах. и т.п.
Просто надо прагматично признать, что ни мы, ни государство сегодня еще не готовы к включению пещер в список наследия Юнеско, и к тому, чтобы нести реальную ответственность за это.
Работать в этом направлении безусловно надо. Но и без подготовки, срочно, по мановению чиновников, «бултыхатся в воду не знаючи броду» - опасно.
Именно об этом на данном совещании все представители спелеологии Украины так прямо и заявили и заняли такую единю позицию по этому вопросу.
Но, как всегда, мнение рядовых было проигнорировано чиновниками и членами «рабочей группы». В которой, кстати, нет спелеологов! Резолюция совещания была принята без учета мнения спелеологов. Значит, всю ответственность за возможные последствия члены «рабочей группы» взяли на себя. Флаг им в руки…
Отсюда еще один вопрос: « А нафига тогда было его проводить да еще адресно приглашать на него спелеологов?!». Чтобы прикрыться флером мнения общественности? Так она – ПРОТИВ!
7. Хотя сам факт проведения такого совещания свидетельствует о постепенном понимании необходимости регламентации спелеологической деятельности, приведения ее в нормализованное состояние. А также необходимости заниматься перспективным планированием развития пещерного дела.
Только вот типичная чиновничья методика – с наскоку, все и сразу, портит всю картину и конечные результаты. Даже подготовленные проекты документов и справочных материалов были розданы приглашенным участникам совещания в день перед ним. Причем большая их часть – на английском! Вот и весь показатель их подхода к серьезному вопросу и ожидаемых результатов.
Все как всегда…. Главное – галочка мероприятия!
8. И в заключение:
Давайте не будем ходить вокруг да около. Будем говорить прямо и называть вещи своими именами.
В конечном итоге все это мероприятие сведется к одному. Спелеологам предложат (или просто заберут) отдать свои пещеры и результаты десятилетних исследований на сторону. Подобную ситуацию народ уже давно определил: «Жену отдай дяде, а сам иди к …ляде!».
И не важно, в какой личине будет этот «дядя» - в виде некой «рабочей группы», в виде «группки ученых» из какого-то заповедника, и т.п. Результат один.
Коллеги! А оно нам-вам надо?!
Дмитрий Веников
Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке |
CML archive browser created by Pavel Gulchouck