Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 17206

ГДЕ МЫ И ГДЕ ЮНЕСКО…

Автор: Дмитрий Петрович
Дата: 13 Sep 2018

ГДЕ МЫ И ГДЕ ЮНЕСКО

Мнение со стороны и мысли по поводу

 

12.09.2018 по инициативе Тернопольской облрады и Держэкологии  состоялось совещание посвященное развитию туризма в регионе.

По факту и по заранее (уже!!!) подготовленным к подписанию и утверждению всеми приглашенными документам, оно свелось к вопросу подачи пещер в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В идеале – проект как бы нормальный и перспективный.

Но, как и у всякой медали, и тут есть две стороны: радужная (о которой пели песни на совещании его инициаторы) и весьма туманная (о которой они слушать не хотели).

Остановимся на последней.

 

Сразу возникают очевидные и кардинальные вопросы. Которые требуют четкого и внятного ответа, прежде чем нам всем вступать в эти чиновничьи игрища с ЮНЕСКО.

Вот несколько из них.

 

1. Что все это (в случае реализации проекта) даст чиновникам от власти и деятелям от науки – понятно. В голубой перспективе, на горизонте, - престиж, лейбл ЮНЕСКО, реклама, толпы туристов, звания и награды чиновником, галочки в их отчетах, денежный дождь и прочие воображаемые прелести. Правда, если это случиться…

А что это даст самим пещерам и спелеологам, которые собственно создали это спелеопространство? Кроме проблем и головной боли?. Запретов и существенных ограничений?

Кто-то сомневается, что до них никакое финансирование не докатиться? Ни от Юнеско ни, тем более, от государства (бедного как церковная мышь)?

Опыт показывает, что Озерка и Опти уже 40 лет имеют статус памятника природы Украины. Но что это реально дало?  На практике - абсолютно НИЧЕГО!. Если бы этими пещерами на протяжении 50-и лет постоянно не занимались конкретные спелеоклубы и люди – спелеологи. Так будет и здесь.

Но это я забежал далеко вперед. Сейчас до финансирования и отношений с ЮНЕСКО – «як до неба рачки»! Все не так просто и быстро! Хоп! И мы, «такі файні», вже в ЮНЕСКО! А як же ж...!

 

2. Начнем с начала, с формирования, подачи заявки в обязательный предварительный список ЮНЕСКО.

Только эта процедура, по документам самой Юнеско занимает от 2-х лет и более. Реально, судя по опыту других, от 3-х до 5ти лет. Причем – без гарантированного успешного результата.

На весь этот срок прохождения процедуры включения в предварительный список необходимо финансирование. И немалое: зарплата, командировки, материальное обеспечение, делегации, конгрессы, консультации, и прочая, прочая. По самым скромным подсчетам: 1,0-2,0млн грн в год. Причем это финансирование должно быть расписано и гарантировано на те самые 5-7 лет. Сегодня это актуально и реально?! Ответ очевиден.

Вот выжимка правил ЮНЕСКО:

 "В год в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включается 2–3 объекта, и попасть туда сложно.  Надо обладать исключительными качествами эстетической или геологической ценности, биоразнообразия или эволюционных, экологических процессов. Достаточно соответствовать хотя бы одному этому критерию, чтобы попасть в Список. Кроме того, учитывается целостность территории, то есть её природная первозданность, охрана, штат, финансирование."

3. О реальных сроках - пример: российские пещеры Кунгурская и Ордынская находятся в этом списке еще с 2904(!) года : А воз и ныне там.

http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf

http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf

 

Не останавливаясь на множестве причин этого, отметим только одну. Чиновники из российского министерства отказали в поддержке (а государственная поддержка – обязательна!!!). И видимо, они это сделали далеко не по глупости. А потому, что четко сознали всю ответственность государства и своим креслом за состояние объекта, попавшего в ЮНЕСКО. А оно им надо?

А вот наши чиновники, этого не осознали. Видать не очень внимательно читали Конвенцию Юнеско и ее жесткие требования.

4. Кстати о гарантиях.

Юнеско прямо требует гарантий именно государства: финансовых, законодательных, организационных, охранных и прочая… Причем не только на период рассмотрения заявки, но на весь последующий период (бесконечный) нахождения объекта в списке наследия ЮНЕСКО.

Кто-то что-то в этой стране может гарантировать и планировать «на завтра» ? А на 5-7 лет? Что из этих гарантий сейчас есть?

Получиться, как спичка – сейчас ярко вспыхнуть и через минуту погаснуть. Причем, навсегда. Потому, что один раз отклоненная заявка больше к рассмотрению не принимается.

Про необходимость специального спелеологического законодательства даже уже неудобно лишний раз напоминать… А ведь в имеющихся законах Украины "Про охорону навколишнього природного середовища", "Про природно-заповідний фонд України"  термины «пещера» и «спелеология» абсолютно отсутствуют .

И с этим пустым багажом мы пихаемся в ЮНЕСКО?! Чтобы в очередной раз получить по носу? Только потому, что чиновникам от науки нужно финансирование и галочка в отчетах?

5. Сразу возникает еще комплекс непростых, но очевидных вопросов. Вот, на вскидку, несколько из них:

  1. В чьих интересах проект?

  2. Где письменно изложены его основные концепции и обоснования?

  3. Какова конечная цель данного проекта?

  4. Каковы будут последствия для спелеологов?

  5. Кто и за какое средства будет выполнять условия и требования ЮНЕСКО?

  6. Кто будет выступать репрезентантом (представителем, офиц. лицом) пещер в Юнеско? НПП «ДК»? Держекология? Спелеоклубы?

  7. Кто будет реципиентом (получателем) финансирования от ЮНЕСКО?

  8. Кто и как будет распределять финансирование? На какой правовой основе и условиях?

  9. Какова реальная ответственность и обязательность чиновника в этом случае? Через выкручивания рук спелеоклубам?

Не договорившись и не решив этих вопросов на самом начальном этапе нечего и огород городить. Результат в таких случаях всегда плачевный. А простые обещания «Верьте нам. Мы вам все дадим, но - потом! Только согласитесь сейчас!» не стоят и выеденного яйца.

А судя по материалам совещания и выступлениям его инициаторов, они не только не имели ответов на них, но, похоже, даже не задумывались над ними.

6. Насильственное, поспешное прямое перенесение западного опыта в наши услови,я без его адаптации еще ни разу не дало хорошие всходы. А зачастую давало прямо противоположные результаты. Так будет и в этом случае.

Надо учитывать реальное состояние финансирования спелеологической и природоохранной деятельности, слабое и неразвитое специальное законодательство, все еще «дикий» капитализм, рейдерство и прихватизацию на местах. и т.п.

Просто надо прагматично признать, что ни мы, ни государство сегодня еще не готовы к включению пещер в список наследия Юнеско, и к тому, чтобы нести реальную ответственность за это.

Работать в этом направлении безусловно надо. Но и без подготовки, срочно, по мановению чиновников,  «бултыхатся в воду не знаючи броду» - опасно.

Именно об этом на данном совещании все представители спелеологии Украины так прямо и заявили и заняли такую единю позицию по этому вопросу.

Но, как всегда, мнение рядовых было проигнорировано чиновниками и членами «рабочей группы». В которой, кстати, нет спелеологов! Резолюция совещания была принята без учета мнения спелеологов. Значит, всю ответственность за возможные последствия члены «рабочей группы» взяли на себя. Флаг им в руки…

Отсюда еще один вопрос: « А нафига тогда было его проводить да еще адресно приглашать на него спелеологов?!». Чтобы прикрыться флером мнения общественности? Так она – ПРОТИВ!

7. Хотя сам факт проведения такого совещания свидетельствует о постепенном понимании необходимости регламентации спелеологической деятельности, приведения ее в нормализованное состояние. А также необходимости заниматься перспективным планированием развития пещерного дела.

Только вот типичная чиновничья методика – с наскоку, все и сразу, портит всю картину и конечные результаты. Даже подготовленные проекты документов и справочных материалов были розданы приглашенным участникам совещания в день перед ним. Причем большая их часть – на английском! Вот и весь показатель их подхода к серьезному вопросу и ожидаемых результатов.

Все как всегда…. Главное – галочка мероприятия!

8. И в заключение:

Давайте не будем ходить вокруг да около. Будем говорить прямо и называть вещи своими именами.

В конечном итоге все это мероприятие сведется к одному. Спелеологам предложат (или просто заберут) отдать свои пещеры и результаты десятилетних исследований на сторону. Подобную ситуацию народ уже давно определил: «Жену отдай дяде, а сам иди к …ляде!».

И не важно, в какой личине будет этот «дядя» - в виде некой «рабочей группы», в виде «группки ученых» из какого-то заповедника, и т.п. Результат один.

Коллеги! А оно нам-вам надо?!



Дмитрий Веников

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck