Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 17209

Re: О нашем "багаже" в ЮНЕСКО…

Автор: Дмитрий Петрович
Дата: 16 Sep 2018

В ДОПОЛНЕНИЕ:

О НАШЕМ РЕАЛЬНОМ БАГАЖЕ С КОТОРЫМ ИДЕМ В ЮНЕСКО


Буквально за пару дней до совещания "О развитии туризма..." к нам в лес опять заявились лесники с намерением в очередной раз рубать лес над гидрологической зоной Опти. На этот раз под видом так называемой "санитарной рубки". А по факту, естественно, - спелых дубов и грабов, по 50-80см в диаметре!.

Нами уже один раз, с большим трудом и немалыми скандалами, дойдя до Генпрокуратуры, удалось остановить генеральную (!) рубку леса над всей территорией расположения пещеры.

И вот опять - здрасьте! Кто в Юнеско, а кто в лес за древесиной!


И что в конечном итоге власти будут показывать комиссиям Юнеско и международным экспертам? Голые пеньки и порушенную гидрологическую территорию пещеры, которую они пихают в список "ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ"?!

В совокупностью с мусорными свалками на территории расположения пещер и карстовых провалов.

Чиновники и деятели от парков вот так себе представляют "ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ"?!

Безусловно, глубокое впечатление на экспертов Юнеско это произведет. Но не то, на которое они рассчитывают.

Вот чем властям всех уровней  надо заняться прежде чем проводить подобные совещания.


Как будет с рубкой леса в последнем случае - пока не ясно...

Спелеологи четко заявили лесникам что лягут, в прямом и переносном смысле, но не дадут рубать.

Но нужна широкая поддержка и четкая позиция власти.

Что им важнее: древесина или сохранение геологических памятников природы?!

Новая древесина, конечно, еще потом вырастет. Правда, это будет потом... А деньги уже сегодня!

А вот геологические памятники - уже НИКОГДА и будут ПОТЕРЯНЫ НАВСЕГДА!
 

--- Исходное сообщение ---
От кого: "Дмитрий Петрович" <>
Дата: 13 сентября 2018, 17:08:39

ГДЕ МЫ И ГДЕ ЮНЕСКО

Мнение со стороны и мысли по поводу

 

12.09.2018 по инициативе Тернопольской облрады и Держэкологии  состоялось совещание посвященное развитию туризма в регионе.

По факту и по заранее (уже!!!) подготовленным к подписанию и утверждению всеми приглашенными документам, оно свелось к вопросу подачи пещер в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В идеале – проект как бы нормальный и перспективный.

Но, как и у всякой медали, и тут есть две стороны: радужная (о которой пели песни на совещании его инициаторы) и весьма туманная (о которой они слушать не хотели).

Остановимся на последней.

 

Сразу возникают очевидные и кардинальные вопросы. Которые требуют четкого и внятного ответа, прежде чем нам всем вступать в эти чиновничьи игрища с ЮНЕСКО.

Вот несколько из них.

 

1. Что все это (в случае реализации проекта) даст чиновникам от власти и деятелям от науки – понятно. В голубой перспективе, на горизонте, - престиж, лейбл ЮНЕСКО, реклама, толпы туристов, звания и награды чиновником, галочки в их отчетах, денежный дождь и прочие воображаемые прелести. Правда, если это случиться…

А что это даст самим пещерам и спелеологам, которые собственно создали это спелеопространство? Кроме проблем и головной боли?. Запретов и существенных ограничений?

Кто-то сомневается, что до них никакое финансирование не докатиться? Ни от Юнеско ни, тем более, от государства (бедного как церковная мышь)?

Опыт показывает, что Озерка и Опти уже 40 лет имеют статус памятника природы Украины. Но что это реально дало?  На практике - абсолютно НИЧЕГО!. Если бы этими пещерами на протяжении 50-и лет постоянно не занимались конкретные спелеоклубы и люди – спелеологи. Так будет и здесь.

Но это я забежал далеко вперед. Сейчас до финансирования и отношений с ЮНЕСКО – «як до неба рачки»! Все не так просто и быстро! Хоп! И мы, «такі файні», вже в ЮНЕСКО! А як же ж...!

 

2. Начнем с начала, с формирования, подачи заявки в обязательный предварительный список ЮНЕСКО.

Только эта процедура, по документам самой Юнеско занимает от 2-х лет и более. Реально, судя по опыту других, от 3-х до 5ти лет. Причем – без гарантированного успешного результата.

На весь этот срок прохождения процедуры включения в предварительный список необходимо финансирование. И немалое: зарплата, командировки, материальное обеспечение, делегации, конгрессы, консультации, и прочая, прочая. По самым скромным подсчетам: 1,0-2,0млн грн в год. Причем это финансирование должно быть расписано и гарантировано на те самые 5-7 лет. Сегодня это актуально и реально?! Ответ очевиден.

Вот выжимка правил ЮНЕСКО:

 "В год в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включается 2–3 объекта, и попасть туда сложно.  Надо обладать исключительными качествами эстетической или геологической ценности, биоразнообразия или эволюционных, экологических процессов. Достаточно соответствовать хотя бы одному этому критерию, чтобы попасть в Список. Кроме того, учитывается целостность территории, то есть её природная первозданность, охрана, штат, финансирование."

3. О реальных сроках - пример: российские пещеры Кунгурская и Ордынская находятся в этом списке еще с 2904(!) года : А воз и ныне там.

http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf

http://knukim.edu.ua/wp-content/uploads/2014/04/unesko.pdf

 

Не останавливаясь на множестве причин этого, отметим только одну. Чиновники из российского министерства отказали в поддержке (а государственная поддержка – обязательна!!!). И видимо, они это сделали далеко не по глупости. А потому, что четко сознали всю ответственность государства и своим креслом за состояние объекта, попавшего в ЮНЕСКО. А оно им надо?

А вот наши чиновники, этого не осознали. Видать не очень внимательно читали Конвенцию Юнеско и ее жесткие требования.

4. Кстати о гарантиях.

Юнеско прямо требует гарантий именно государства: финансовых, законодательных, организационных, охранных и прочая… Причем не только на период рассмотрения заявки, но на весь последующий период (бесконечный) нахождения объекта в списке наследия ЮНЕСКО.

Кто-то что-то в этой стране может гарантировать и планировать «на завтра» ? А на 5-7 лет? Что из этих гарантий сейчас есть?

Получиться, как спичка – сейчас ярко вспыхнуть и через минуту погаснуть. Причем, навсегда. Потому, что один раз отклоненная заявка больше к рассмотрению не принимается.

Про необходимость специального спелеологического законодательства даже уже неудобно лишний раз напоминать… А ведь в имеющихся законах Украины "Про охорону навколишнього природного середовища", "Про природно-заповідний фонд України"  термины «пещера» и «спелеология» абсолютно отсутствуют .

И с этим пустым багажом мы пихаемся в ЮНЕСКО?! Чтобы в очередной раз получить по носу? Только потому, что чиновникам от науки нужно финансирование и галочка в отчетах?

5. Сразу возникает еще комплекс непростых, но очевидных вопросов. Вот, на вскидку, несколько из них:

  1. В чьих интересах проект?

  2. Где письменно изложены его основные концепции и обоснования?

  3. Какова конечная цель данного проекта?

  4. Каковы будут последствия для спелеологов?

  5. Кто и за какое средства будет выполнять условия и требования ЮНЕСКО?

  6. Кто будет выступать репрезентантом (представителем, офиц. лицом) пещер в Юнеско? НПП «ДК»? Держекология? Спелеоклубы?

  7. Кто будет реципиентом (получателем) финансирования от ЮНЕСКО?

  8. Кто и как будет распределять финансирование? На какой правовой основе и условиях?

  9. Какова реальная ответственность и обязательность чиновника в этом случае? Через выкручивания рук спелеоклубам?

Не договорившись и не решив этих вопросов на самом начальном этапе нечего и огород городить. Результат в таких случаях всегда плачевный. А простые обещания «Верьте нам. Мы вам все дадим, но - потом! Только согласитесь сейчас!» не стоят и выеденного яйца.

А судя по материалам совещания и выступлениям его инициаторов, они не только не имели ответов на них, но, похоже, даже не задумывались над ними.

6. Насильственное, поспешное прямое перенесение западного опыта в наши услови,я без его адаптации еще ни разу не дало хорошие всходы. А зачастую давало прямо противоположные результаты. Так будет и в этом случае.

Надо учитывать реальное состояние финансирования спелеологической и природоохранной деятельности, слабое и неразвитое специальное законодательство, все еще «дикий» капитализм, рейдерство и прихватизацию на местах. и т.п.

Просто надо прагматично признать, что ни мы, ни государство сегодня еще не готовы к включению пещер в список наследия Юнеско, и к тому, чтобы нести реальную ответственность за это.

Работать в этом направлении безусловно надо. Но и без подготовки, срочно, по мановению чиновников,  «бултыхатся в воду не знаючи броду» - опасно.

Именно об этом на данном совещании все представители спелеологии Украины так прямо и заявили и заняли такую единю позицию по этому вопросу.

Но, как всегда, мнение рядовых было проигнорировано чиновниками и членами «рабочей группы». В которой, кстати, нет спелеологов! Резолюция совещания была принята без учета мнения спелеологов. Значит, всю ответственность за возможные последствия члены «рабочей группы» взяли на себя. Флаг им в руки…

Отсюда еще один вопрос: « А нафига тогда было его проводить да еще адресно приглашать на него спелеологов?!». Чтобы прикрыться флером мнения общественности? Так она – ПРОТИВ!

7. Хотя сам факт проведения такого совещания свидетельствует о постепенном понимании необходимости регламентации спелеологической деятельности, приведения ее в нормализованное состояние. А также необходимости заниматься перспективным планированием развития пещерного дела.

Только вот типичная чиновничья методика – с наскоку, все и сразу, портит всю картину и конечные результаты. Даже подготовленные проекты документов и справочных материалов были розданы приглашенным участникам совещания в день перед ним. Причем большая их часть – на английском! Вот и весь показатель их подхода к серьезному вопросу и ожидаемых результатов.

Все как всегда…. Главное – галочка мероприятия!

8. И в заключение:

Давайте не будем ходить вокруг да около. Будем говорить прямо и называть вещи своими именами.

В конечном итоге все это мероприятие сведется к одному. Спелеологам предложат (или просто заберут) отдать свои пещеры и результаты десятилетних исследований на сторону. Подобную ситуацию народ уже давно определил: «Жену отдай дяде, а сам иди к …ляде!».

И не важно, в какой личине будет этот «дядя» - в виде некой «рабочей группы», в виде «группки ученых» из какого-то заповедника, и т.п. Результат один.

Коллеги! А оно нам-вам надо?!



Дмитрий Веников


Дмитрий Веников

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck