Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 8248

RE: Авария у пещ. Божко

Автор: Андрусенко В.Н.
Дата: 11 Feb 2006

Итак, по порядку.

Из переписки:
1. 19.12.2005 от Андренко И. к Андрусенко В.
"... пещера Божко. Нас интересует любая информация об этом районе".
2. от Андрусенко В. К Андренко И.
"... не ищете Вы легких путей в жизни. Был я там, в 1985 и в ... пишите еще,
какие детали Вас интересуют?".
3. от Андренко И. к Андрусенко В.
"... наши ребята 13 янв. 2006 г. Выезжают на эту шахту".
4. от Андрусенко В. К Андренко И.
"... в январе в этом месте ходить невозможно, в лучшем случае убьет
лавиной". [в худшем - это когда не получается доползти до деревни]

Жаль, что я был недостаточно убедителен.

А сейчас основные события уже случились. Но не закончились, поэтому разбор
полетов неуместен.

Примите мои искренние соболезнования.

Тема для меня больная: в 1984 при схожих обстоятельствах в том же районе при
схожих обстоятельствах погиб руководитель нашего клуба Морозов А.И. с
группой из 2-х человек.

---

О текущем моменте:

Цели. Предстоящая экспедиция не спасательная, а поисковая. Это меняет
приоритеты: прежде всего безопасность участников. Ясновидящих гражданок с их
легендами о чудесном спасении в толще снега, следует отнести к той же
категории, паразитирующих на чужом горе, что и "воскреситель" Грабовой.

Лавинная опасность сохранится до апреля, вероятно даже увеличится. К
сожалению, оптимальной тактикой поисковых работ является выезд дежурных в
период таяния снега. Обвинений в черствости не приму.

Эмоции товарищей понятны. Бездействие кажется невыносимым. В данной
ситуации, как мне представляется, Сочинский ПСО действует профессионально.
Никаких пеших переходов в условиях повышенной лавинной опасности. Ни туда,
ни обратно. Никаких полетов в нелетную погоду. Еще раз предлагаю оценить
ситуацию трезво, без эмоций. И довериться профессионалам. Когда потребуется
- они примут помощь.

По поисковым работам:
- щупы длиннее 3 м неэффективны. Всю толщу лавины прощупать не удастся;
- по раскопкам: толщина лавины оценочно 5-7 м, длина около 300 м, ширина
8-10 м. Простые подсчеты показывают, что за один человеко-день потребуется
перелопатить порядка 30 тонн снега. Всю массу лавины перелопатить неудастся.
Лопаты требуются правильные, а не для огорода;
- определенную пользу могут оказать металлоискатели, только методику работы
с ними нужно отработать до выезда, а не в поле;
- эффективна обученная собака с проводником;
- при поиске в стороне должны быть выставлены наблюдатели. Участники
поисковой группы должны иметь лавинные шнуры яркой раскраски и радиомаяки
(плюс некоторое количество радиоприемников). Стоимость этого оборудования
ничтожна;
- в западной практике используются комбинезоны с радиоотражающими
элементами, при этом поиск требует специальной аппаратуры. Этот вариант мало
реален;
- нужны средства разметки и маркировки территории поиска: вешки, ленты,
ярлыки. Чтобы не делать лишней повторной работы;
- следует избегать передвижения по кулуарам. Тем более что тропа проложена
по гребню. При передвижении рассредоточиваться. Не подрезать склоны;
- стоянки организовать в светлое время суток. Скорость передвижения не
является приоритетом. Не работать в темноте.
- обязательно иметь нормальную навигацию (GPS, генштабовские карты 500 м), в
том числе при выборе места посадки с вертолета. Вероятны густые туманы, снег
с дождем. После заморозков - снежная корка, по которой тут же пойдут
следующие лавины. GPS желательно иметь не менее 2 штук. Не обязательно
дорогие модели с хранимой картой. Достаточно простых моделей, но нужно
загрузить в прибор основные точки района и тропы. Карты должны быть
распечатаны с этими точками, оптимально - с растяжением до 1 см - 250 м.
Цвет на карте важен, при печати на струйном принтере нужно хорошо защитить
карты от сырости (ламинировать?). Карты должны быть в планшете, чтобы
высвободить руки. Карты харьковчанам высланы. Необходимые программы будут
немедленно высланы при необходимости, плюс консультации по использованию.
- увеличенный запас батареек (примерно 8 штук AA на человеко-день) и газа (1
л на 5 человеко-дней), экономичный свет (мощный светодиодный или
люминесцентный);
- бахилы/гамаши, снегоступы (с запасом);
- обязательны средства связи. Мобильная связь в районе, насколько мне
известно, не работает. Оптимальной будет аренда спутникового телефона.
Расходы небольшие, но потребуется залог около 1000$. И, все равно, это
выгоднее, чем рации. При необходимости можно связать с группами,
пользовавшимися этой техникой. Желательно также использовать для координации
рации ближнего действия (JJ-Connect, 50$ / шт.).
- также, в таких экспедициях принято, чтобы руководитель аварийной
экспедиции не участвовал в руководстве поисковой экспедицией. Не из-за
недоверия, а для трезвого принятия решений.

С уважением,
Андрусенко Владимир, т. (916)1483451.

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck