Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

Cavers Mailing List     № 289

шахта Заблудших: февраль 96

Автор: Dmitry LIMAN
Дата: 29 Feb 96

                           ?????????????????????????
                           ? АЛЕК - февраль 1996 ?
                           ?????????????????????????

                           ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

***********************************************************************
*** Поскольку данное путешествие имело (в том числе) и поисковую ***
*** программу, давшую неплохие результаты, формальный отчет о нем ***
*** будет представлен на всеобщее обозрение несколько позднее, ***
*** по мере готовности материалов. ***
***********************************************************************


                                     "Водные процедуры" - поход на Алек

                                                   Из толкового словаря
                                                   Гоши Сапожникова


На этот раз посмотреть на зимний Алек (со стороны шахты Заблудших) пришла
объединенная команда Харьковских и Полтавских спелеологов - аж целых
шесть штук:

 --- Харьков --- --- Полтава ---

Дмитрий Лиман (Лимон) Юрий Касьян (он же)
Андрей Ковалев (Дрюня) Юля Тимошевская (Тимоха)
Евгений Тивилев Виктор Мацевич

Все началось морозным днем 9 февраля с радостной встречи на Харьковском
автовокзале троих посиневших от холода полтавских пингвинов и легкого шоу
в здании издательства "Харьков", когда изумленные работники вжимались в
углы коридоров при виде весьма пестрой компании спелеологов,
перетаскивающих загадочного назначения здоровые сигарообразные штуки.
Вечером публику в еще больший экстаз приводил огромный бородатый Дрюня,
по-турецки скрестив ноги восседавший посреди выставочного зала итальянской
мебели со скальным молотком в руках, где он со страшным грохотом добывал
из больших кусков карбида более мелкие.

В начале десятого вечера при помощи провожающей команды мы погрузились в
старенький УАЗ, который кряхтя и громыхая дотолкал нас до вокзала.
Незалежна Украiна решила, что не фиг ее гражданам отдыхать на заграничных
Кавказах, и плавно упразднила все поезда местного формирования из своей
первой столицы в направлении солнечного Сочи, и теперь ведет паразитический
образ жизни прицепными вагонами на поездах московских. В ожидании одного
из них мы провели 4 самых холодных за время похода часа, сбившись в кучу
под памятником Марксу, где единственным развлечением было наблюдение за
птичками, которые с высоты марксовской головы отправляли естественные
надобности на отдыхающих под памятником бомжей...

Последовавшие за этим сутки с небольшим вонючего кошмара в обшарпаном
вагоне верхом на ящиках с углем (вагон-то прицепили, но к системе
отопления подключиться не дали) вспоминать не хочется.

11.02 -----------------------------------------------------

Часов в пять утра выгружаемся в Хосте. Идет легкий дождь, а мы идем искать
по киоскам плоские батарейки. С удивлением обнаруживаем, что среди ночи
отдыхающие, видимо, только пьют водку (ассортимент дикий) и закусывают ее
вискасом, педигрипалом и прочей подобной вкусностью. Больше ничего в
витринах нет. Первый автобус на Калиновое Озеро - через два часа (кстати,
за последние 10 лет их расписание не изменилось). Паузу заполняем
завтраком под традиционную "Анапу". На ее запах прилетел проснувшийся
ленинградец (как оказалось), принес с собой еще две с половиной бутылки и
загадочным голосом начал рассказывать что-то на счет траверса из шахты
Меженного на пик Корженевской, но тут пришел автобус и нам пришлось
оставить погрустневшего ленинградца выполнять сольное прохождение "Анапы".

Час езды в приятно пустом автобусе - и мы в Калиновом Озере. Идем будить
первого попавшегося тракториста (воскресенье, однако), но он сонным
голосом что-то читает нам о лысой резине, о мало солярки и о болит голова.
Слегка озадаченные таким поворотом событий (обычно трактористы строятся в
очередь к спелеологам) мы шлепаем на площадь. Но тут все встало на свои
места в виде лихо подкатившего на Жигулях к нашей куче мешков импрессарио,
обещавшего за 10 минут найти трактор исключительно из любви к нам.

Вскоре на площадь на лихом коне по кличке "Беларусь" прискакал не менее
лихой джигит и на заклиненных тормозах развернул трактор перед нами.
Признаться, я такого еще не видел... Обменяв обещание джигита не делать
этого некоторое время (пока мы будем находиться в прицепе) на обещание
дать ему 30 американских долларов США мы похлюпали мешки и себя в багнюку
на дне прицепа и начали пытаться ехать. К этому моменту полтавчане уже
что-то заподозрили, глядя на натягивающих резиновые сапоги и комбезы
харьковчан, и то и дело с некоторым недоверием поглядывали на свои
"Саломоны".

Когда трактор выехал за пределы деревни и начал до осей проваливаться в
жидкую глину, а печень от ударов подпрыгивала до уровня пищевода,
подозрения еще более усилились. Минут через 10 после нижнего озера на
очередной яме стоявший на носу корабля Мацевич сел и с грустью проводил
взглядом уезжающий трактор, в то время как наш прицеп остался на месте.
Диагноз был прост - фаркоп оторвало... Последовавшее за тем полное
погружение "Саломонов" в глину ни кого не смогло оставить равнодушным.

Мы с благодарностью посмотрели на обрывки покореженного металла - а мог
ведь и на склоне оборваться, и лежал бы тогда наш прицеп накрытый мокрым
полотенцем. Джигит сказал, однако, что волноваться нет причин - он сейчас
сгоняет в село за новым фаркопом и поедем дальше. То, что начало
происходить, когда тракторист вернулся, очень напоминало кадры
строительства Боерской узкоколейки из фильма "Как закалялась сталь".
Помнится, там что-то все-таки построили - и мы тоже не ударили лицом в
грязь. Собственно, это была единственная часть тела, которой мы туда не
ударили. Когда мы вновь ввалились в отремонтированный прицеп, симпатичный
некогда гортекс Мацевича мало чем отличался от Дрюниных таежных штанов
неизвестного науке происхождения. Но зато едем!

Надеюсь, уважаемый читатель не думает, что на этом приключения на заброске
закончились? Правильно, они только начинались. Ибо на очередном витке
серпантина прямо под колесом прицепа обвалился подмытый талой водой край
дороги...

Отъехав на безопасное расстояние наш адский водитель вернулся к обвалу и
истерически хохоча выкрикивал что-то вроде "харащо, что я газонул, слушяй,
а то би ущел прицеп, да?". Наверное, и впрямь харащо, что он газонул,
иначе Мацевич уже бы не смог целоваться с Катенькой, как раз спускавшейся
сверху в сопровождении симпатичного молодого человека, который в это время
уговаривал джигита забрать их команду завтра с Алека. Уж не знаю, как они
доехали...

Едем дальше, обязанности уже распределены - кто следит за здоровьем
фаркопа, кто - за каждым колесом трактора и прицепа. Проезжаем мимо
Буковой поляны не останавливаясь. Лепота! Проезжаем мимо полянки с
чурбаками, выше которой, насколько нам известно, можно только пройти.
Начинаем волноваться, и уговариваем водителя высадить нас прямо здесь. Он
обиженно соглашается, но сам (уже без нас) едет еще выше - мол,
развернуться ему здесь неудобно, а вот возле самой шахты Заблудших - так
прямо в самый раз.

Очень сильно не спеша мы готовимся к пешей части заброски, ожидая, когда
же наконец развернувшийся джигит вернется за своими деньгами. Судя по
времени его отсутствия, он уже должен был добраться и до ТЭПа. Ждать было
мокро и прохладно, и мы пошли, благо до Заблудших оставалось не более 10
минут с мешками. Через 5 минут мы застали до боли знакомый трактор, очень
напоминавший здоровенную свинью, развернутую поперк склона и погруженную
до половины в жидкую багнюку. От удовольствия свинотрактор только слегка
покачивался и в такт с этим извергал громкую отрыжку из выхлопной трубы.
Тут мы впервые оценили чувство юмора нашего джигита, предложившего
подтолкнуть трактор. Мы тоже решили пошутить и в самом деле начали его
толкать. Некоторое отвращение вызывал целиком свесившийся с обрыва
прицеп, сильно напоминавший присохший к заднице свиньи кусок сами знаете
чего.

Когда качественно замешаная колесами трактора глина начала затекать в наши
сапоги через щель между анораком и штанами, тракторист пошел заниматься
гидротехническими работами (спускать воду), а мы пошлепали наверх. Где-то
на переходе из состояния расчистки площадок от полуметрового слоя мокрого
снега в состояние установки палаток из-за поворота дороги показался
неукротимый тракторист со словами "я уже харащо его раскачал, нужьно толка
падталкнуть джють-джють". Посмотрели мы на окружающие вековые буки в три
обхвата, вспомнили поговорку "с кем поведешься...", и посочувствовали
трактористу. Если бы не обуявшая Касьяна жажда бурной деятельности, никто
бы, наверное, никуда не пошел, но Юра прямо сейчас решил показать всему
лесу навыки работы с тросовыми петлями и простыми механизмами. Джигиту
оставалось только изумленно смотреть на спелеологов, опутывающих трактор,
оси, колеса, поваленный бук (из-за которого трактор не мог двинуться)
тросами, палками и другими бревнами. Часа через два такелажные навыки
Касьяна, бревноворочание Дрюни, топоры, лопаты и помощь клуба сделали свое
дело - здоровенное бревно из-под трактора было извлечено. Правда, трактор
этого не оценил и с места по-прежнему двигаться не собирался.

Единодушное решение об окончании вечерней разминки не стал оспаривать даже
тракторист, и хмуро поплелся в Калиновое озеро пешком.

На этом, наконец-то, столь длинный день был закончен, есть и спать
хотелось так сильно, что даже равномерно разбросанные по всей поляне
экрины, пуани, кроли, карабины петцлевской нарезки от выходящих из пещеры
москвичей не смогли никого возбудить.

12.02 -----------------------------------------------------

Целый день вьем гнезда, готовим подземное снаряжение, гуляем по Алеку.
Температура плюсовая, снег тает, с разных сторон в балку Заблудших
стекаются штук пять ручейков, воссоединяются, и в едином трудовом порыве
ныряют прямо во входной колодец пещеры.

13.02 -----------------------------------------------------

Рано утром, часов эдак в 12, тройка харьковчан уходит в пещеру с навеской
до ПБЛ-ного зала на 220м. Полтава готовится спуститься под землю сразу с
базой под вечер.

Пещера работает практически в паводковом режиме, навеска проходит
несколько медленнее, чем хотелось, и заняла что-то около 10 часов. Активно
вешаем резервные карабины, на паре отвесов из-за большого расхода
веревки на обвеску воды рапели до дна не хватает, приходится довязывать
запасные концы. На Каскадном колодце (вторая веревка) на 40-метровой
рапели было задействовано 14 карабинов. Где-то в районе сорокаметрового
колодца нас догоняют полтавчане, остаток дороги проходит весело и светло -
под такими водопадами работают только петцлевские карбидки (ну и
электросвет, конечно).

В базе Тимоха угощает всех кофе с бутербродами и харьковчане убегают на
поверхность, по дороге еще нужно перевесить 40-м колодец - первый вариант
навески получился мокроват...

На подъеме замечаем, что воды как-то особенно много - практически ни один
колодец прокричать невозможно, руки в потоке немного примерзают, в морду
вода летит со всех сторон. На поверхность выходим уже после полуночи и с
удивлением обнаруживаем, что за время нашего отсутствия около 60% снега
стаяло. Тогда понятно...

14.02 -----------------------------------------------------

Каждый занимается своим делом - Харьков на поверхности сохнет и готовит
лагерь к снятию, Потава в пещере делает рекогносцировочный выход в завал.
Снеговые лопаты превратились в грязевые - снег стремительно тает, грязь у
палатки стоит непролазная. Выгребаем ее лопатами и сбрасываем в овраг.

15.02 -----------------------------------------------------

Потихоньку сворачиваем лагерь и часам к четырем уходим в пещеру. Вода,
опять вода...

До Обвального зала добегаем за два часа с небольшим, не успеваем снять
гидрокостюмы, как из завала восходит солнце - полтавчане возвращаются.
Их восторгу нет предела - здесь можно не только искать, но и находить!
Нашли совершенно новый участок пещеры протяженностью около 400 метров с
очередным (новым) выходом в Ручейную, прохождение не закончено.

16.02 -----------------------------------------------------

Возникла небольшая проблема - ночью Мацевич выпал из спальника (жарко
было) и, поспав немного на камнях, застудил какую-то мышцу, из за чего
рука работает не совсем хорошо. В эту смену он остается сторожить лагерь,
Дрюня с Тимохой уходят снимать новый ход; Лимон, Касьян и Тивилев идут
провешивать оставшуюся часть пещеры. Никакого описания придонной части у
нас нет вообще - есть только до того места, где у нас пять лет назад
закончилась последняя веревка (Спиральный колодец). Чего-то мы решили, что
это последний отвес и оставили под ним все навесочное снаряжение и
побежали наперегонки к сифону... Дудки - еще одна навеска. Возвращаться за
трансами лом, тем более, что там у нас осталась всего одна запасная
веревка, и нет гарантии, что нам ее хватит. В ПБЛ-е есть еще метров 200, и
мы решаем сходить на дно завтра, когда будем делать выемку.

Выходим в ПБЛ, смена не заняла и 10 часов. Последние 4 часа Касьян говорит
исключительно о еде. Интересно, как его ухитряются прокормить полтавчане?
Подойдя под завал и сняв обвязку (до базы - минут 10), Юра с такой тоской
в голосе спросил "а мы *совсем* ничего есть не будем?", что наши нервы
сдали. Из аварийного запаса была извлечена "Виспа", после которой Касьян с
такой скоростью исчез в завале, что догнать мы его так и не смогли
до самой базы. Когда наконец мы вынырнули в зал, Юра стоял на четвереньках
(в гидрокостюме) у своей палатки, просунув голову вовнутрь, а
сидящий внутри Мацевич забрасывал в эту голову еду жменями.

Съемщики появились только через 2 часа и взахлеб начали делиться
впечатлениями - Дрюня о найденном ими гигантском зале, наверняка самом
большом зале Алека, а Тимоха - о том, где именно она видала 12 часов
лазить с мерной лентой по меандрам.

17.02 -----------------------------------------------------

Сохнем, зашиваемся, пьем кофе. Нашли очень интересное занятие - Тимоха
забрасывает в шипящее на газовом примусе масло какие-то мелкие штуки,
размером с копеечную монету, где через несколько секунд на глазах у
изумленной публики эти штуки возбухают до рамеров планки "Кор". Изумление,
впрочем, не мешает публике вылавливать "восставшие из пепла" нечты
и лопать их с оглушительным хрустом.

На Касьяна напал очередной приступ починятельства. Нужно сказать, что за
время похода он перепробовал починять абсолютно все, что у нас было - от
электронной киевской карбидки до горного компаса. Самое удивительное то,
что некоторые вещи после этого все еще продолжали работать!

Дрюня на этот раз совратил на топосъемку Женю Тивилева, и они как огни
Святого Эльма блуждают в темном Обвальном зале, привязывая его к отснятым
вчера ходам.

18.02 -----------------------------------------------------

Намазанный апизатроном Мацевич пришел в себя, сегодня все вместе идем на
дно - полтавчане чуть раньше, харьков через час. Встречаемся как раз у
предсифонного озера. Хорошо, что мы вчера не пошли ниже - от Спирального
колодца ушло еще 60 метров веревки. Последняя навеска (метра 4)
классическая - три связанных вместе педали. Не то, чтобы веревка
кончилась, просто транс опять оставили выше...

Подергали за плавающую в озере удочку, сфотографировались, слопали
шоколадку и пошли купаться в водопад... После Спирального колодца пещера
получает пару мощных притоков (самый нижний - одно из известных
перспективных мест восхождения), и в этом районе объясняться можно только
жестами. Стоит уже не рев, а низкий равномерный гул воды, в котором
бесследно растворяются все прочие звуки...

19.02 -----------------------------------------------------

Опять отдыхаем, опять сохнем. Дрюня занимается восхождениями в развешанные
по всему Обвальному залу окна и щели, потом пытается все это хоть как-то
отснять, ибо ни за какую пайку "восстающих из пепла" таскать ленту по
щелям никто не соглашается.

К середине "дня" всех охватывает какое-то возбуждение и умами овладевает
странная (на мой взгляд) мысль стартовать с выходом на поверхность часа в
три ночи. Приходится залазить в спальник в 16.00 с тем, чтобы хоть как-то
поспать перед выходом. Трансов у нас ожидается штук 15 + снятие навески,
так что лучше было бы отдохнуть поприличнее. Где там! Касьян решил
устроить самосожжение в палатке. Сначала, изображая из себя туземцев с
тамбуринами, они ушатали стеклянную бутылку спирта, благополучно
растекшегося по всей палатке и изотермическим носкам Касьяна. Следующая
серия развивалась по сценарию "Воспламеняющий взглядом" - скорее всего
от карбидки загорелся пол, стены и ноги. Их тушат, а они горят, они горят,
а их тушат. Тимоха с размаху выплеснула в палатку пятилитровую канистру
воды и стало совсем весело. Вероятно, от этого хохота огонь потух как-то
сам собой, не оставив нигде абсолютно никаких следов.

Народ решил перенести сроки выхода с трех часов ночи сначала на полночь, а
затем и на девять вечера. Только здоровый крепкий сон Лимона ничего об
этом не знал. Полтавчане окончательно отчаялись заснуть, сложили лагерь и
почапали на поверхность. Со слов Дрюни меня пытались разбудить часов в 12,
но я этого не помню...

20.02 -----------------------------------------------------

Проснулись мы часов в восемь, поели, попили, и к полудню пошли наверх со
своими пятью мешками и выемкой, остальное забрали полтавчане. На
поверхность мы вышли ровно в семь вечера и не снимая гидрокостюмов
пошлепали в дом. Снег стаял абсолютно, все просохло, погода идеальная.
Полтавчане вышли наверх около 7 утра и уже расслабляются в доме на всю
катушку.

21.02 -----------------------------------------------------

Температура - градусов 20 (тепла), солнце, всюду цветут фиалки.
Вытряхиваем трансы на просушку, идем на Буковую поляну купаться, затем
легкий круиз по Алеку - Осеняя, Назаровская, Величественная. В Барибане
насобирали кучу полезных вещей, брошенных там МГРИ-вцами. Вечером пакуем
вещи перед сброской.

22.02 -----------------------------------------------------

Утром два гонца - Лимон и Мацевич - отправляются в Калиновое озеро за
трактором, остальные переносят вещи на Буковую поляну. С тракторами в этот
день была напряженка, и нам только часам к трем удается зацепить
УАЗ-грузовичек с водителем, который в феврале 94 завозил нас на ТЭП.
Наверх заехали без приключений, только уже на спуске недалеко от того
места, где у трактора оборвался фаркоп, у УАЗ-а оборвался задний кардан.
Оказалось, что мы разбираемся в УАЗ-ах лучше водителя, и кардан был
возвернут на свою историческую родину довольно быстро. Оставшаяся часть
пути до Хосты прошла без приключений. Билеты взяли без проблем, поезд
через три часа, вот только магазины закрываются через 20 минут. Легкая
пробежка, и один из трансов заполнен некоторым подобием еды.

Совершенно обнаглев, мы прямо на сиденьях Хостинского вокзала варим на
газу пюре, чаек, и заметно повеселевшие грузимся в поезд.

23.02 -----------------------------------------------------

Сутки в поезде. Вышедшего на перрон на какой-то станции Дрюню чуть не
повязали за его внешний вид, приняв за чеченского наемника.

24.02 -----------------------------------------------------

Среди ночи выгружаемся в Харькове.


===========================================================
     29.02.96, Дмитрий Лиман, СК "Вариант", г.Харьков
===========================================================
---
*** С наилучшими пожеланиями, | e-mail :
*** Дмитрий ЛИМАН | tel/fax: (0572) 333-418 (home)

Ответить | Перейти к списку сообщений | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Предыдущее в ветке | Следующее в ветке

CML archive browser created by Pavel Gulchouck